За тысячи лет, прошедших со времени изобретения алкоголя, он принес человечеству как радости, так и беды. Еще Ной, хоть и считался праведником - и тот злоупотреблял. В разные периоды государство по-разному относилось к проблеме изготовления и продажи горячительных напитков - то пытаясь запретить зло окончательно и бесповоротно, то стремясь ударить рублем любителей хмельного, а иногда вообще самоустранялось от всякого регулирования этой отрасли.

Россия - не исключение. За последние сто лет в ней было всякое: "сухой закон" во время Первой мировой и сразу после революции, "наркомовские сто грамм" в Отечественную, ограничения продажи в горбачевскую эпоху, наконец, практически полная вольница в 90-е годы.

Плоды последней мы пожинаем до сих пор. Уже в новейшее время государство неоднократно пыталось законодательными мерами как-то укротить стихию алкогольного рынка, и вот недавно появились очередные изменения в законе, регулирующем сферу оборота горячительной продукции.

Новые правила с 1 января 2006 года отменяют региональные специальные защитные меры, а с 1 июля упраздняется аккредитация организаций, имеющих право на поставку алкогольной продукции в розничную сеть. В этой связи ликвидируется областное учреждение "Мурманалкогольконтроль". Все это означает, что область лишится возможности контролировать ввоз на территорию Кольского полуострова алкогольной продукции из других областей России, что, в свою очередь, может привести к появлению на прилавках наших магазинов некачественного продукта.

Между тем, по данным областного УВД, за 10 месяцев 2005 года в Мурманске закрыты 19 торговых точек, а по области - 49, занимавшихся сбытом фальсифицированной водки. Из оборота изъято около 3 тысяч литров спиртосодержащей продукции, часть которой представляла смертельную опасность для человека.

Конечно, бороться с откровенно нелегальной "паленкой" - дело правоохранительных органов. Отмена же излишней зарегулированности легального рынка наталкивает на два вывода. Во-первых, наверху, видимо, поняли неэффективность существовавших мер. Президент Путин неоднократно говорил о необходимости устранения из экономики излишнего присутствия государства. Во-вторых, рынок уже не тот, что 10-12 лет назад.

О том, что рынок алкогольной продукции набрался опыта и способен к саморегуляции, говорит тот факт, что крупнейшие его игроки объединились между собой, невзирая на конкуренцию. Они больше, чем кто-либо, заинтересованы в недопущении опасных фальшивок в продажу и в установлении цивилизованных отношений как с властью, так и с потребителями. Работая не первый год, крупные оптовики научились дорожить своей репутацией.

В декабре минувшего года наиболее известные в регионе фирмы "ЕвроРос", "Гимея", "Галеон Трейдинг", "Жаднов" и "МВВК" создали некоммерческую организацию "Мурманская областная ассоциация участников рынка алкогольной продукции". Среди задач ассоциации - координация деятельности участников рынка в этой сфере, защита их прав и законных интересов, содействие органам исполнительной власти в организации цивилизованной торговли алкоголем.

Благое начинание поддержано правительством области. Тем более что в планах ассоциации - содействие развитию производства алкогольной продукции на территории Мурманской области. Сейчас местная продукция занимает лишь десятую часть рынка, а ведь свое производство наиболее привлекательно как с точки зрения контроля качества, так и большими налоговыми поступлениями в бюджет региона.

Во многих регионах подобные объединения участников алкогольного рынка давно созданы и оправдывают свое предназначение. Остается выразить надежду на то, что более полутора тысяч участников этого рынка в Мурманской области не останутся в стороне от требований времени и здравого смысла. Вопросов же, при решении которых должен звучать голос ассоциации, множество.

Например, нововведения в "алкогольном" законодательстве предусматривают возможность установления региональными властями ограничений на продажу спиртного крепостью более 15 градусов в зависимости от времени суток. Этим правом незамедлительно воспользовалась Москва и ряд других регионов, запретив торговлю горячительным в ночное время. Насколько это актуально для нашей области и если да, то в какой форме - эти вопросы изучаются сегодня областным правительством.

Результаты различных экспериментов подтвердили, что введение "сухого закона" бесполезно и нереально. Жесткие меры ведут лишь к процветанию подпольного рынка и всяким злоупотреблениям. Гораздо более актуальны вопросы культуры производства, продажи и потребления алкоголя. А может быть, разумные ограничения - тоже элемент культуры? В любом случае, стоит прислушаться не только к законодателям, но и к самим участникам рынка. А самое главное - к простым людям, под окнами которых ночь напролет водка активно продается и тут же распивается под громкие беседы собутыльников.

Мнения по любым вопросам, касающимся торговли спиртным - этой весьма животрепещущей для российского народа темы, можно адресовать как в редакцию "МВ", так и в уполномоченный орган государственной власти (тел. 458-797, 455-670), и во вновь созданную ассоциацию (тел. 25-46-05).

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ