Казалось бы, время необузданного рыночного хаоса, когда аферы, проворачиваемые фирмами-однодневками, захлестывали всю страну, прошло. Тогда размах мошенничества на потребительском рынке принял настолько массовый характер, что это явление стало чуть ли не нормой жизни.

Но появились крупные компании с собственной торговой маркой, которые вернули доверие покупателей. Киты торгового бизнеса заняли подобающее место и в нашем регионе. Однако, как говорится, ничего не бывает вечного.

С конца минувшего года отдел по защите прав потребителей Мурманской городской администрации начали атаковать покупатели, приобретшие товары в торговой сети «Ньютон». У всех них одна головная боль: кто ответит за то, что купленный товар оказался некачественным? С этим же вопросам обратились в редакцию и наши читатели.

В другой ситуации эту проблему можно было бы решить просто. Возвращаешь бракованный товар в магазин, там его обмениваешь на другой, а если отпало желание что-либо приобретать в этой фирме, получаешь за него деньги. Но в том-то и беда, что магазины под вывеской «Ньютон» и офисы этого предприятия по непонятным причинам исчезли.

На первый взгляд, случай вполне банальный: один арендатор сменяет другого. Так произошло в торговом центре на ул. Воровского, 5/23, с «Ньютоном».

Со сменой вывески магазина сменилась и фирма, впрочем, торгующая той же группой товаров - электробытовой техникой. Поэтому покупателям, кинувшимся с претензиями на товар, недавно купленный по этому адресу, сразу было и невдомек, что предприятие-то здесь уже другое. «Где искать прежнее? Этот вопрос не к нам», - ответили в новом магазине. Единственное, что удалось узнать, - данная торговая точка находится в распоряжении нового владельца с 1 декабря 2006 года.

Стремление получить хоть какую-нибудь информацию по другим адресам, где также торговал «Ньютон», - пр. Ленина, 22 (здесь же располагался офис), ул. Книповича, 13 (сервисный центр), - результатов тоже не дало. Ни один из телефонов, указанных в паспортах на товары, оказавшиеся бракованными, не отвечал. Стало совершенно ясно: незадачливых покупателей просто «кинули».

Все попытки получить из официальных источников хоть какие-то сведения о «беглеце» ни к чему не привели. Правда, в отделе торговли администрации Мурманска пообещали с этим вопросом разобраться. На момент подготовки этого материала так и не удалось получить из официальных источников более исчерпывающую информацию, чем та, что имеется в товарных документах на злополучную электробытовую технику. В чеках значится, что товар продал магазин-электросупермаркет «Ньютон» ООО «Олмис». Кстати, общество это зарегистрировано на территории нашей области, причем совсем недавно - осенью минувшего года. Отправившись по адресу регистрации, я убедилась, что это квартира в одной из девятиэтажек Мурманска. Но на мой звонок дверь никто не отворил.

Как выяснилось, за прошедшие годы владельцы торговой марки «Ньютон» менялись не единожды. Ситуация, когда известный брэнд с легкостью продается и покупается всеми, кто захочет торговать под хорошо разрекламированной вывеской, очень распространенная.

Но у нас этот вполне законный механизм торгового маркетинга зачастую становится своего рода прикрытием для не совсем праведной деятельности.

Иначе как еще можно назвать коммерческий прием, которым с успехом воспользовались владельцы «Ньютона»: раскрученный брэнд, да к тому же и товар предлагался по более низким ценам, чем в магазинах других торговых марок. Кто же из нас станет сомневаться в выборе?

Как пояснила начальник отдела прав потребителей городской администрации Елена Пантелеева, проблема в том, что сегодня в Мурманске не к кому предъявить претензии. По закону, если обнаружен брак в реализованном товаре, магазин, продавший его, или покупатель возвращают продукцию производителю. Кроме того, предприятие, торгующее электротоварами, должно заключать договор с центрами сервисного обслуживания по ремонту продукции конкретных производителей (например, Samsung, Bosch, Panasonic и так далее, представительства которых есть в нашей стране). Выяснилось, что такие договоренности у «Ньютона» отсутствовали, что вполне логично. Так как в паспортах на товар, который оказался бракованным, никакой информации о его происхождении не было. А без этих сведений невозможно затребовать и серийный номер партии продукции, оказавшейся некачественной. Это урок на будущее всем нам: при покупке не забывайте проверять все реквизиты на приобретаемый товар.

Но пострадавшими от «Ньютона» оказались не только обладатели чайников, утюгов и другой бытовой техники. Как известно, сейчас многие крупные торговые компании широко используют систему продажи сертификатов на приобретение любого товара, имеющегося в ассортименте этого предприятия. И это действительно очень удобно, если хочешь преподнести кому-то подарок, но сомневаешься, что выбрать. В этом случае сертификат просто находка. Оплатив его стоимость, приносишь в дар, допустим, имениннику, который сам выбирает на эту сумму необходимую вещь. Но клиенты «Ньютона» прокололись и с сертификатами. За неделю до исчезновения предприятия ничего не подозревающие покупатели ценных бумаг оставляли в его магазинах свои деньги, которые теперь им тоже будет нелегко вернуть.

Так что сейчас в отделе по защите прав потребителей пострадавшим покупателям могут помочь только одним - грамотно составить исковое заявление в суд. К расследованию ньютоновских махинаций подключились следователи Октябрьского отделения милиции. Возможно, раскрутить это дело помогут новые вскрывшиеся факты. Как сообщили в отделе по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД, исчезнувший «Ньютон» сейчас разыскивают и москвичи. Не расплатившись с поставщиками, он и их «кинул».

Ольга НУРЕЕВА.