Когда ребята полярнинской школы № 7 приходят и откровенно говорят о своих проблемах, получая от взрослых конкретные и профессиональные ответы на вопрос, что делать, это называется клуб «Собеседник». Когда девчонки и мальчишки пытаются докричаться до родителей, открыть им глаза на ошибки, это - проект «Трезво мыслящая семья». Когда дети решают спасать себя сами, это уже другой проект. Но всякий раз рядом с ними социальный педагог Вита Прищепа.

Ее первое образование вовсе не педагогическое. Но учитель, да еще с таким непростым уклоном, для Виты Николаевны, пожалуй, именно то, что мы называем призванием. Не случайно оно в жизни человека взяло свое - и новой специальности учиться «отправило»* и с нужной работой «свело».

Об отношениях двух половин человечества - детей и взрослых, в том числе в школе, она начала задумываться, вовсе не помышляя о педагогической стезе. Случилось, что радиотехнику и жене военного три года пришлось зарабатывать на хлеб насущный делом, безусловно, нужным, полезным, но очень далеким от избранной специальности - работала техничкой в школе. Вот так, со шваброй в руках, глядя вокруг, она и размышляла об окружающем.

- Видела, что чаще всего ребенка не воспринимают как личность. И меня это очень задевало. Вспоминала себя в школьном возрасте, как мне было неприятно, реакцию на такое отношение. И понимала детей - ситуации те же. Только мир вокруг теперь совсем другой. Раньше проще было...

А как-то знакомая, подметившая умение Виты слушать, убеждать, настраивать других на позитивный лад, подала ей идею получить второе образование. Неожиданная, казалось, подсказка обернулась судьбоносной. Едва оперившейся студентке-заочнице предложили должность социального педагога. Он требовался новой полярнинской школе. Той самой, где Прищепа теперь работает уже восьмой год. Теорию и практику ей пришлось осваивать одновременно.

- Как вспомню... Месяца два ходила - ком в горле от слез. Боже, думаю, как со всем этим справлюсь? Неблагополучные семьи, дети, ситуации одна труднее другой. Только на учете в детской комнате милиции было 22 человека...

Сейчас каждого выкарабкавшегося ребенка вспоминает она как преодоление своей собственной беды и проблемы.

Но занимается социальный педагог не одними особо трудными. Он должен быть открыт для каждой детской души, и любой из учеников может обратиться за помощью.

На фотографии среди «собеседников» ее не сразу вычислишь - стройная моложавая женщина легко вписывается в окружение юных воспитанников. Они и ведут себя с нею вполне по-товарищески, доверительно. Но в то же время и уважительно. Шутят, стремятся к общению, требуют внимания.

Она же, взявшись за новое дело, очень скоро поняла, что у ребят должна быть не только возможность поговорить по душам.

- У нас образовался своего рода клуб, который мы назвали «Собеседник» -откровенно о сокровенном. Говорить надо, беседовать надо. Но где? Сначала «тыркались» по разным кабинетам.

Потом пришли к выводу: нужен свой. Чтобы никто не мешал, можно было поговорить, тренинг провести.

Кстати, ролевыми играми, призналась Прищепа, и сама она очень увлечена, и ребята занимаются с удовольствием. Так легче находить выход из проблемных ситуаций - решения приходят как бы сами собой. А занятия социальный педагог проводит в паре со школьным психологом.

«Собеседники» попросили руководство школы выделить им специальное помещение для кабинета социально-психологической реабилитации. А потом отправились «в люди». Точнее, от имени ребят за спонсорской помощью к предпринимателям и руководителям предприятий города ходила Вита Николаевна. Денег дали.

Средства пошли на создание уголка, которому меньше всего подходит название «кабинет». Переступая порог, попадаешь в уютную гостиную с мягкой мебелью, телевизором, большим обеденным столом и сервантом, за стеклами которого выстроилась посуда для чаепитий. В такой обстановке уж точно и в жилетку можно поплакаться с «удовольствием», и по душам поговорить от души. Для ролевых игр условия тоже весьма подходящие.

- Для нас клуб - всё, - говорит десятиклассница Дарья Яковенко. - Раньше я училась в другой школе. Вечерами в основном зависали в подъездах. А когда сюда перешла, стала больше общаться с нормальными ребятами, и собираемся мы в клубе. Обсуждаем то, что волнует, помогаем друг другу, вместе интересно проводим свободное время.

- Иногда, даже дома в отношениях с родителями не знаешь, как поступить. А тут можно посоветоваться не только с друзьями, но и с учителем. У меня лично два года назад возникла сложная ситуация - поссорилась с одноклассницами, - призналась Оксана Овчаренко.

- Вита Николаевна помогла нам. Сейчас все нормально.

В клубе же рождаются и обсуждаются идеи. За ними полярнинцы, что называется, в карман не лезут. Как правило, их проекты помогают сделать собственную жизнь ярче, содержательнее, найти решение той или иной проблемы.

Сегодня Россия занимает первое место в мире по пивному алкоголизму. Такова статистика. Удручающая, печальная, но тем не менее воспринимаемая довольно абстрактно. Как всякая информация, не имеющая конкретного лица. Настоящей же болью, как правило, откликается то, что рядом, что чувствуешь, о чем переживаешь.

На живой отклик самых близких людей - родителей - и надеялись ребята, решив собрать статистику «с конкретным лицом». Устроили опрос в собственной школе. Проводили его анонимно, с единственной просьбой к отвечающим - говорить честно.

Честно получилось страшновато. Нередко «крутой» опыт ребята впервые получают еще в дошкольном возрасте. По крайней мере, признались в этом 12 из 50 опрошенных малышей. Трое (невелико число), но оказались - употребляющими пиво в системе. Являясь при этом учениками вторых-четвертых классов. А к пятнадцати годам «народ» уже вполне основательно сидит на пиве. Из 105 старшеклассников для 68 оно оказалось в привычном меню.

При этом большинство утверждают, что впервые узнали вкус хмельного варева не где-то в подворотне или в подъезде, а дома, в семье. Легко ли ребенку купить пусть и слабо-, но все-таки алкогольный напиток? На этот вопрос тоже ответили весьма дружно - «запросто!», в любом ларьке или магазине. Добрав родную статистику и своими силами сняв видеофильм, ребята показали его на общешкольном родительском собрании. Итог? Может быть, он-то как раз страшнее всего.

- После фильма, отвечая на вопросы анкеты, только 3 из 81 родителя написали «да» - ради положительного примера для своего ребенка они готовы отказаться от употребления пива, - констатирует Вита Николаевна. - Вот и весь родительский сказ... Но дети для себя сделали вывод.

«Веское» отчее слово, к счастью, не заставило ребят опустить руки. Спасают они ближнего доступными силами.

- Продолжаем работать, - говорит Вита Николаевна. - Занимаемся профилактикой. Создаем плакаты, видеоролики. Участвуем в декадах «SOS». А в этом году провели форум «Детская преступность в России». Опять же, обсуждали проблему с позиции - что я, ребенок, могу сделать в этой ситуации? И у нас родился проект «Время с толком!». Привлекаем ребят из других школ, молодежь города, семьи. Уже провели встречи по волейболу между командами детей и родителей. И между прочим, болеть пришли группы поддержки из других школ и родители, не участвовавшие в игре. А еще после наших соревнований папы начали ходить в спортзал.

Заметим, что время с толком ребята намерены проводить не только в спортзале. Впереди у них много чего интересного. Но это точно не пивной «кайф» и подъездное «зависание».

Татьяна РЯЗАНОВА, Мурманск – Полярный.