Вряд ли кто любит ходить по присутственным местам. И не только из-за "прописавшихся" во многих учреждениях очередей, которые отнимают массу времени и нервов. Отпугивает и другое - ощущение того, что вы говорите с чиновником на разных языках, вы не понимаете его, он - вас. А отсюда - конфликты, недоразумения и испорченное настроение.

В управление Пенсионного фонда в Ленинском округе Мурманска мать и дочь привела необходимость получить социальное пособие на погребение близкого человека. Вроде и похороны прошли почти полгода назад, и боль утраты немного утихла, но все равно ведь тяжко на душе...

Длинный, узкий коридор, где толпились люди, которым даже разойтись друг с другом непросто, тошнотворный кошачий запах, неизвестно как просочившийся в учреждение... Все это действовало угнетающе. Народ пытался разобраться, кому в какой кабинет следовало занять очередь, потому как одним надо оформить пенсию, другим уточнить ее размер, третьим подать заявление на оплату дороги. в общем, у каждого свои вопросы и проблемы. А тут еще и время обеденного перерыва подходило.

Мать с дочерью до обеда, правда, успели. Втиснулись в маленький кабинет, поделенный перегородкой на две неравные части. В большей размещались рабочие места двух сотрудников фонда. Меньшая предназначалась для посетителей, однако даже для двоих она была чересчур тесна.

Женщины подали документы, присели.

- А где трудовая книжка покойного? Без нее оформление пособия невозможно.

Трудовой книжки не было: среди документов, оставшихся после смерти родственника, бывшего несколько лет инвалидом второй группы, ее не нашли. Может, он ее потерял, а может, и порвал, узнав, что болезнь его неизлечима и работать больше никогда не придется - кто знает...

Изложив свои версии сотруднице, женщины готовы были уйти ни с чем, а в следующий раз, когда будет прием, пойти к начальнику управления. Однако работница фонда решила взять инициативу в свои руки и пообещала сама переговорить с начальством, предложив зайти после обеда. А заодно - ознакомиться с информацией на стендах - там, мол, все сказано, какие документы необходимо предоставлять, чтобы у посетителей не возникало претензий.

Час мать с дочерью прождали на лестнице, как, впрочем, и все другие посетители, кому не повезло быть принятыми. За это время успели не раз изучить всю информацию, развешанную на стендах. Но среди распечаток различных постановлений, копий газетных материалов не обнаружили ни строчки, где бы говорилось о погребальных пособиях.

После обеда та же сотрудница протянула им бумажку, по которой через три дня должны были выдать поручение для получения пособия на почте. А это значило, что еще полдня будет потрачено на поездку в другой конец города.

- Неужели нельзя просто перечислить положенные 1400 рублей на сберкнижку?

- Таков порядок, и не я его придумала, - был ответ.

Но, как оказалось, порядок, а точнее, правила, записанные в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле" № 8 от 12.01. 1996 года, диктуют несколько иное. Например, что погребальные пособия выдаются в день обращения граждан. И если бы сотрудница управления строго придерживалась буквы закона, не пришлось бы ее клиенткам дважды ездить в учреждение Пенсионного фонда.

Уверена, такого бы и не произошло, если бы в управлении ПФ в Ленинском округе на видном месте висела информация о порядке получения социального пособия на погребение. Так, как это сделано, например, в Октябрьском и Первомайском округах.

В тамошних управлениях на стендах четко сказано: погребальное пособие выдается Пенсионным фондом РФ, если пенсионер к моменту смерти нигде не работал. Для его получения необходимо предъявить справку о смерти из загса, документы об оплате ритуальных услуг по захоронению, заявление и паспорт того человека, кто обратился за пособием. А в случае, если пенсионер умер и похоронен за пределами города, понадобится и справка из ЖЭУ.

Между прочим, ни трудовой книжки, ни ее копии приносить не требуется. Работает пенсионер или нет, сведения об этом должны быть в его личном деле. Достаточно обратиться к компьютеру, которым теперь обязан владеть каждый работник госучреждения, и открыть нужную страничку в базе данных.

Еще один немаловажный момент. Получить погребальное пособие можно лишь в течение полугода после смерти. Кстати, в в управлении ПФ в Октябрьском округе такие пособия оформляются вне очереди. Думаю, по-человечески это понятно: в скорбные дни людям особенно тяжко выстаивать в очередях.

Кстати, как я заметила, в пенсионных учреждениях двух округов, Октябрьского и Первомайского, посетителям представлена необходимая информация практически по всем вопросам, от порядка оформления пенсии до получения пособий, есть образцы заявлений, четкое расписание приема по адресам и участкам. Рядом со стендами стоят столы, стулья - есть где написать заявление.

В Ленинском управлении таких элементарных удобств пока, к сожалению, нет. Может, потому и с порядком напряженка. Чем меньше человек знает, тем проще чиновнику?

Людмила ЛОПАТКО