Улица полна неожиданностей, а для людей с ограниченными возможностями по зрению и опасностей. Как их избежать? И как научить этому детей? Областная специальная библиотека для слепых провела выездной семинар в Апатитах, на базе детсада №46, посвященный выработке социально-адаптивного поведения у ребят с нарушениями зрения. Во встрече приняли участие постоянные партнеры библиотеки - специалисты коррекционных групп дошкольных общеобразовательных учреждений из Мурманска, Оленегорска, Кировска, Мончегорска и члены регионального отделения ВОС.

В обсуждении темы "Детский сад - центр развития для детей с нарушениями зрения: создание развивающей среды" были заинтересованы как организаторы, так и психологи, тифлопедагоги, воспитатели, медсестры. Как лучше решить проблемы детей с ограниченными возможностями по зрению? Как научить ориентироваться на улице? Каковы особенности организации образовательной среды в разновозрастных группах? Этим вопросам, а также применению коррекционно-развивающих игр, экологическому воспитанию дошкольников были посвящены доклады специалистов.

Заинтересовали собравшихся выступления мончегорских коллег из детского сада №25 "Светлячок". Его посещают 92 слабовидящих ребенка. По этому профилю сад работает уже десять лет и накопленный опыт, конечно, представляет интерес. Была в Мончегорске и школа, где существовал класс для выпускников "Светлячка". Ребята учились и продолжали корректировать зрение по начатой в саду программе. Три года назад школу закрыли. Воспитанники детсада вынуждены идти в общеобразовательные учреждения или открывшийся в Мурманске специнтернат, где есть класс для детей с ограниченными возможностями.

В прошлом году аналогичный обмен опытом проходил на базе "Светлячка". Старший воспитатель Ирина Колпакова вспоминает:

- Мы стали новаторами. Выездной семинар организовала Нина Васильевна Николаева, заместитель заведующего Мурманской спецбиблиотекой. На базе нашего сада действует замечательный семейный клуб "Радужка", вместе с родителями мы рассматриваем как раз коррекционные задачи. Тотально слепых детей у нас трое. Встреча была интересной, коллеги с удовольствием посмотрели и планирование, и видеосюжет, и практические занятия. И сами поделились опытом.

- Что интересного вы узнали на семинаре в Апатитах?

- Во-первых, - продолжает Ирина Петровна, - увидели предметно-развивающую среду в группах. Затем нам показали кабинеты дефектологов, психологов, музыкальные залы, бассейн и библиотеку, комнату ручного труда "Горница". Интересно были представлены дети в музыкальной программе, потом слушали доклады коллег, смотрели видео-презентацию. Очень полезен опыт апатитских педагогов-дефектологов. Они строят работу с детьми во время прогулки, мы - больше в группе. Посмотрели, как они проводят дидактические игры на природе, какой бросовый материал используют. Например, стаканчики из-под йогуртов, старые фломастеры, шишки, веточки, желуди. У нас больше загруженность детей, не всегда успеваем вовремя выйти на прогулку. Самое важное для ребенка - умение ориентироваться в пространстве. И когда выходим на природу, у него должно быть как можно меньше проблем.

- Что сегодня волнует вас?

- Беспокоит судьба наших выпускников: хотелось бы чтобы программы, по которым они обучались, имели продолжение. А еще то, что количество детей в группе со следующего года уменьшится. Если сегодня их 12-13, то будет 10. Потому в саду останется только 76 ребятишек. Хотя число детей с патологией зрения в нашем городе, к сожалению, не снижается.

После докладов и прений участники семинара подвели итоги и выработали соответствующие рекомендации. Во время Дня специалиста в детсаду № 46 были развернуты книжные выставки "Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей с нарушениями зрения" и "Тактильные книги для самых маленьких в детском саду", которые привезли с собой мурманчане.

Людмила Карху, Мончегорск