Очередные поправки к Кодексу об административных нарушениях, вступившие вчера в силу, обсуждают чуть не все автолюбители страны. О том, что ожидает заполярных водителей, рассказал на брифинге заместитель начальника Управления ГИБДД по Мурманской области Алексей Азовцев. Первый, принципиально важный момент коснулся внедрения автоматизированных систем фиксации нарушений правил дорожного движения.

- В качестве эксперимента такие системы были установлены в трех регионах страны: Москве, Московской области и Краснодарском крае, - рассказал Алексей Владимирович. - До 1 июля они работали в "пилотном" режиме и не имели юридической силы. Со вчерашнего дня действуют уже на законных основаниях.

Схема примерно такова. Со специальных видеоустройств, установленных на определенных участках дорог либо перекрестках, информация в автоматическом режиме поступает на сервер ГИБДД. Инспектор видит крупный план трассы и движущийся автомобиль, что позволяет определить точную привязку к местности. Изображение машины можно увеличить и распознать ее госномера. По базе данных определяется владелец, которому будет выслано уведомление. В "письме счастья" адресат получит фотоматериал, подтверждающий факт нарушения правил дорожного движения, квитанцию с заполненными реквизитами для оплаты штрафа, а также разъяснения статей Кодекса РФ, касающихся данного факта.

Но, повторюсь, пока эта система работает лишь в трех регионах страны. Что же касается Мурманской области, то точной даты введения ее в эксплуатацию, будь то 1 сентября или, например, октябрь пока нет. Как, собственно, и самих приборов.

- В рамках региональной целевой программы в этом году планируется закупить шесть комплексов для видеофиксации и десять - за счет федеральных средств, - пояснил Алексей Азовцев. - Где они будут установлены, еще предстоит решить. Возможно, на наиболее опасных перекрестках, скоростных участках дорог. Большой проблемой, к примеру, является трасса Апатиты-Кировск, где водители часто превышают скорость, отсюда и аварийность. Необходимо учесть также технические условия участка, качество приема сигнала. Кроме того, "пилотная" эксплуатация системы, возможно, выявит в ней какие-то нюансы, придется что-то менять.

Самый "дешевый" прибор, к слову, стоит порядка 610 тысяч рублей. Наряду с ними дежурство станут нести и ложные комплексы. "Главное для нас - профилактика ДТП, а не штрафы, - подчеркнул Алексей Владимирович. - Водители будут знать, что работают камеры, и поневоле притормозят".

Еще одним важным новшеством является право инспектора ГИБДД провести на месте освидетельствование на "состояние опьянения". Для этого будет использоваться специальный алкометр с одноразовыми мундштуками. Инспектор введет в аппарат данные испытуемого, государственный номер машины, своего нагрудного знака, подразделения и место обследования, допустим, улица Карла Либкнехта, дом 46. Гражданин дунет в трубочку, и прибор покажет уровень содержания алкоголя.

Данные будут отпечатаны тут же в двух экземплярах, наподобие фискальных чеков в магазине. Один передадут водителю, а другой приобщат к акту медицинского освидетельствования для передачи в суд. Словом, все быстро. Буквально через несколько минут человек может идти, трезветь, заниматься спортом и готовиться к тому, что долго придется ходить пешком. Кстати, гражданин вправе не согласиться с таким освидетельствованием и потребовать отвезти его в медицинское учреждение, куда его и доставят. Но полностью отказаться от процедуры не может.

Приборы будут проходить калибровку в соответствии с Госстандартом. Внесенные в их память данные дежурный обязательно проверит, чтобы не возникло злоупотреблений со стороны инспекторов: факты нарушений есть, а меры не приняты.

- Пока в нашей области только один алкометр, - сказал Алексей Азовцев. - Но уже до первого сентября их будет приобретено еще 34, для каждого из подразделений, включая такие отдаленные, как Ловозеро и другие. Закупят их также в рамках региональной целевой программы.

Юлия НОВИКОВА