В Кандалакше завершился процесс по выбору собственниками жилья способа управления многоквартирными домами. До сих пор в ведении управляющей компании «Жилищно-коммунальный сервис» находилось только две трети жилфонда. У остальных ста восьмидесяти домов, расположенных как в самом городе, так и пригородной зоне - в селе Лувеньга, поселке Нивский и населенном пункте Белое Море, в поставщиках услуг значилось УЖКХ. Более месяца назад городская администрация инициировала там проведение заочных общих собраний. Предварительно людей снабдили специально выпущенной брошюрой, где подробно рассказывалось о каждом из способов управления.

Итоги голосования были подведены на днях. Как выяснилось, жильцы пяти домов выбрали непосредственное управление, еще в пяти домах организуют товарищества собственников жилья. А вот в тридцати пяти домах опять так и не смогли определиться с выбором. Излишняя мнительность либо беспечность обернется для людей своеобразным наказанием. В недалеком будущем эти здания отойдут в ведение управляющей компании - по конкурсу, который пройдет уже в третий раз.

Предыдущие два были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от претендентов. Согласно нормативным документам с каждым новым муниципальным конкурсом размер платы за содержание и ремонт общедолевого имущества повышается не менее чем на 10 процентов, а потому тарифы в домах, где проживают «долго раздумывающие» жильцы, наверняка будут выше среднегородских. К тому же неопределившиеся собственники лишились права претендовать на средства федерального фонда поддержки, за счет которых можно было бы произвести в своих домах капитальный ремонт.

Как и предполагалось, жильцы большинства домов, где проводилось последнее заочное голосование, предпочли довериться управляющей компании. Вместе со способом управления они заодно выбрали и «Жилищно-коммунальный сервис». Впрочем, и выбирать-то было не из чего. В Кандалакше работает лишь одна управляющая компания - «ЖКС».

За короткий срок своей деятельности она уже умудрилась обрести репутацию печально знаменитой. Во-первых, прославилась тем, что в течение полугода не смогла утрясти договорные взаимоотношения с ТЭКОСом - основным поставщиком теплоснабжения в городе. А во-вторых, как поставщик услуг оставила на длительный период микрорайон Нива-3 без горячего водоснабжения. И потому не случайно горожане, пришедшие в администрацию на встречу, посвященную подведению итогов заочного голосования, высказывая претензии местной власти по поводу того, что данную компанию им практически, как говорится, навязали, в выражениях не стеснялись.

Возмущение и разочарование людей понятны. Жилищно-коммунальная реформа, сулившая перемены к лучшему, уже на первых этапах обнаружила нерадостные перспективы. Фактически весь жилфонд Кандалакши перешел от одного монополиста к другому - от пресловутого муниципального УЖКХ к частной компании «ЖКС», которая особой эффективности в своей работе пока также не демонстрирует.

Ко всему прочему граждане еще лишились возможности решать коммунальные проблемы, обращаясь непосредственно в органы местной власти. Благодаря федеральному законодательству за той осталась лишь контролирующая функция. И потому должностным лицам администрации высочайше дозволено в ответ на жалобы населения уверенно заявлять: дескать, мы не имеем права вмешиваться в споры двух хозяйствующих субъектов - поставщика услуг и поставщика ресурсов.

А что еще остается делать главе городской администрации, если, по сути, у него нет никаких рычагов влияния на них? К примеру, пару недель назад собрал Андрей Иванов совещание в связи с отсутствием горячего водоснабжения в районе Нивы-3. Стукнул кулаком по столу и потребовал от руководителей управляющей компании «ЖКС» и ООО «ЦКТ», занимающегося отоплением жилфонда, 16 июля сообщить, какие меры приняты для возобновления оказания услуги. Вновь пришли к нему в тот день представители вышеуказанных организаций и вместо конкретного обнадеживающего известия, что называется, развели руками. Мол, вот получит «ЦКТ» банковский кредит, внесет поставщикам предоплату за мазут, тогда и оживут в домах краны с горячей водой. Короче говоря, вся жизнь впереди - надейся и жди!

Обратился глава администрации в прокуратуру. Но и она, вмешавшись в ситуацию, не помогла: провела проверку, пожурила провинившихся, наказала штрафами, направила в суд иск с требованием возобновить подачу воды. Да прими суд хоть тысячу обязывающих решений, все равно ворохом бумаг котельную не затопишь.

И это только один пример нарушения законных прав граждан на оказание качественных коммунальных услуг. А если и другие многочисленные проблемы ЖКХ - протекающие кровли, отсутствие тепла в квартирах, затопленные подвалы будут решаться управляющей компанией и обслуживающими организациями с таким же «усердием»? Одним словом, как страшно жить! Кстати, вспомнила, некоторые острословы аббревиатуру УЖКХ расшифровывали так - уж куда хуже. Ошибались они, однако. К сфере жилищно-коммунального хозяйства как нельзя лучше подходит другое расхожее выражение: «Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло быть еще хуже».

Ирина РУМЯНЦЕВА