Позабыт, позаброшен

«Мадрид. Судьбой российских моряков, брошенных на произвол судьбы в заливе вблизи испанского портового города Понтеведра, занялись российское посольство в Мадриде и испанские власти. Мэрия Понтеведры изыскивает деньги для отправки россиян на родину. Российские дипломаты призвали владельца российского морозильного траулера «Владимир Шаруда» выполнить обязательства в отношении 20 человек, которые оказались без денег и еды. По сообщениям российских СМИ, владелец судна скрылся в неизвестном направлении, после того как в порту из трюмов была выгружена мороженая рыба...»

«Поиск брошенных за границей российских моряков начали российские профсоюзы с целью репатриации тружеников океана из зарубежных портов на родину. Как считают в Российском профессиональном союзе моряков, в портах различных стран осели тысячи российских моряков и рыбаков, оказавшихся без работы из-за ареста их судов или по каким-то другим причинам. Они голодают в иностранных портах, собирают милостыню, перебиваются случайными заработками, но не могут вернуться в Россию из-за того, что у них нет денег...»

«В Норвегии вторую неделю голодает экипаж российского транспортного судна «Скарус», - моряки требуют от судовладельцев фирмы «Скиф Марин» выплатить зарплату за полгода, поскольку у моряков нет даже денег на возвращение домой. В похожей ситуации находится и экипаж еще одного судна компании «Скиф Марин» - в Испании. Моряки также не получали зарплату более полугода. До сих пор неизвестно, сможет ли судно из-за долгов покинуть испанский порт...»

«Прошу оказать помощь моему отцу, рефмеханику Валерию Александровичу Губкину, вернуться домой, - пишет она в письме, адресованном представителю министерства иностранных дел Российской Федерации в Мурманске Сергею Клюшеву. - В данное время он находится в порту Дакар на судне «Регор» (порт приписки Мурманск) вместе с капитаном судна Анатолием Дмитриевичем Москаленко. Данное судно арендовано директором ООО «Акцент» Никитой Валерьевичем Пиввуевым. В декабре прошлого года судно встало в порту Дакара и должно было ремонтироваться. До февраля никаких действий со стороны владельца судна не было. Экипаж обратился в Российское консульство. После этого Пиввуев принял меры по отправке экипажа в Мурманск. При этом он заключил договор с капитаном судна и моим отцом, согласно которому обязывался выплатить им заработную плату и прислать новый экипаж для дальнейшего ремонта судна. Однако до настоящего времени своих обязательств не выполнил. Капитан судна неоднократно пытался связаться с его владельцем по спутниковому телефону, однако тот избегает общения. Я неоднократно делала попытки найти Пиввуева в Мурманске, однако мне это не удалось. Со слов людей, которые с ним работали в ООО «Акцент», ...он от всех скрывается... Капитан судна обратился в Дакаре к консулу РФА. В. Горбунову , и тот обещал помочь.

27 апреля Пиввуев прилетал в Дакар, встречался с консулом, обещал отремонтировать судно. На самом судне он так и не появился, на звонки не отвечает.

С февраля мой отец с капитаном судна находятся на нем без каких-либо денежных средств, запасы продуктов заканчиваются, воду они получали последний раз в январе...

14 мая капитан вновь обратился к консулу за помощью. Тот был удивлен, что владелец судна своих обещаний не выполнил.

Учитывая отсутствие денежных средств и заканчивающиеся продовольствие и воду, а также тяжелейшие климатические условия, данное ожидание может иметь тяжелые последствия для здоровья моего отца...»

Еще год назад, читая или слушая нередкие в последние годы сообщения подобного рода, Оксана Валерьевна Пусовская относилась к ним, как к любым бедам, которые случились «не с ней». Хотя морякам сочувствовала, все-таки с этой профессией связана и судьба ее отца. Но теперь уже почти год она ловит каждую подобную информацию и, если речь идет о ком-то из «забытых» в далеком порту российских моряков, бросает все и приникает к экрану. С декабря прошлого года отец Оксаны Валерьевны находится в порту города Дакар.

«Не уважают ни законы, ни людей»

Письмо датировано 15 мая. Моя встреча с представителем министерства иностранных дел РФ в Мурманске Сергеем Клюшевым состоялась четыре месяца спустя.

- МИД постоянно сталкивается с подобными историями, - прокомментировал ситуацию Сергей Владимирович, - практически еженедельно приходится заниматься ситуациями, в которые попадают наши люди, особенно моряки, за границей. А что касается рыбаков, складывается впечатление, что их работодатели - люди, не уважающие не только чужие и российские законы, но и просто своих соотечественников. После обращения к нам по поводу судьбы рыбаков судна «Регор» я тоже, как и дочь рефмеханика, не мог найти господина Пиввуева, пока по одному из местных телеканалов не рассказал о ситуации и не пригрозил ему серьезными санкциями. Не МИДа, а совсем других органов. Никита Владимирович после этого прямо-таки как Сивка-Бурка из детской сказки тут же появился сам. Он оправдывал свою позицию, заверял, что находится в контакте и с экипажем, и с российским консульством в Сенегале. Оставил контактный телефон и вновь исчез.

Недавно Клюшеву позвонил посол России в Сенегале Владимир Шульгин. Он выразил свое возмущение по поводу судьбы мурманчан, оказавшихся практически в заточении в железной коробке. Состояние здоровья людей вызывает тревогу, и случись что, платить 700-800 долларов в сутки за их лечение в местной больнице будет некому.

- Словом, все упреки, адресованные владельцу судна, достались мне, поскольку самого господина Пиввуева по контактному телефону найти не удалось, - поделился Сергей Клюшев.

Он в моем присутствии связался с Алексеем Горбуновым, консулом из посольства РФ в Сенегале и Гамбии. Привожу монолог представителя посольства с незначительными сокращениями:

- С декабря 2007 года судно находится в дакарском порту в связи с краткосрочным ремонтом двигателя. Экипаж покинул его в феврале. На борту на данный момент остаются два человека без зарплаты, без воды и еды. Фактически брошены. На судне - долги, в частности за топливо. На него наложен арест. Эти два человека находятся, по сути, в железной банке, брошены без средств к существованию. Судовладелец с ними контакт не поддерживает: не звонит, никаких указаний не дает. А капитан - человек ответственный. Он говорит, что не может уехать, некому оставить судно и судовые документы.

Неоднократно мы звонили хозяину судна. На связь он не выходит. В то же время от него приезжали какие-то люди, пытались что-то разузнать. Владелец выезжает постоянно за границу, попросту говоря, жирует...

У сенегальцев возникают обоснованные вопросы: «Ну, как же так? Российская Федерация фактически бросила свое судно. И не просто судно. На нем находятся моряки».

Мы не намерены оставить это дело. Будем разбираться до конца, подключая все возможные ресурсы, поскольку данный предприниматель позорит честь России.

Речь к тому же, как я уже говорил, идет о людях. Да и состояние их здоровья вызывает опасения. Один из них серьезно переболел. Ему оказывалась помощь агентирующей компанией, соотечественниками, мы как могли помогали. Но мы ведь тоже ограничены в средствах и возможностях. Состояние его здоровья удалось нормализовать, но не улучшить. В полноценной медицинской помощи нуждаются оба. Люди физически и морально устали от жары, неопределенности, отсутствия не только элементарных бытовых условий, но и просто нормальной пищи. Господин Пиввуев практически заточил этих людей. Ведь капитан не может просто так бросить судно и вынужден находиться в этих нечеловеческих условиях. Могу предположить, что и их семьи остались на голодном пайке. Я прекрасно понимаю озлобленность этих людей. Они имеют на нее полное право. Ситуация практически выходит из-под контроля. Последний шторм, разыгравшийся в Дакаре, едва не превратил судно в неуправляемый снаряд, способный все крушить на своем пути. Оно едва не сорвалось, и только благодаря рефмеханику, который вышел в дождь, ветер и холод, было удержано у причала. А потом расплатился за это тяжелой простудой.

Еще раз повторюсь: господин Пиввуев компрометирует страну. И мы не будем смотреть на это сквозь пальцы, поскольку стоим на страже интересов России и не можем позволить нашим же гражданам позорить Российский флаг. Судно - собственность Пиввуева. И к нему много вопросов и у порта, и у полиции. Судно может быть по решению местного суда в любой момент продано. Тогда люди останутся даже без этого крова и возможности вернуться домой. Ситуация просто критическая. Назревает огромный, уже политический, скандал.

Сам-то хозяин явно не страдает: бывает в Норвегии, Лас-Пальмасе. Явно не бедствует человек, хотя на отсутствие денег постоянно жалуется.

«Они сидят там по своему желанию»

Связаться с хозяином злополучного судна мурманскому представителю МИД вновь удалось только благодаря связям с влиятельными структурами. Мне тоже повезло дозвониться до Пиввуева по номеру, добытому Клюшевым. У хозяина судна, естественно, свой взгляд на эту ситуацию:

- Они сидят там по своему желанию. Капитан, который потребовал зарплату 5 тысяч долларов в месяц, и рефмеханик. Когда в декабре я приезжал, чтобы заключить договоры, я в грубой форме был послан. Со мной, дескать, никто их заключать не будет. Работать экипаж отказался. Все были пьяны. В январе они что-то там сломали в главном двигателе, короче, саботировали выход... Вскоре экипаж, человек 15, кажется, улетел в Мурманск. Остались эти двое. Там покупались продукты на полтора месяца на 17 человек. Их на год должно было хватить.

Постоянно идет прессинг консула. Они его морально добивают. На днях я ему объяснял, что сейчас физически не могу отправить туда людей.

Набирала экипаж компания, которую я купил. Когда судно пришло в Африку, я тут же прилетел к ним с контрактами. Они были один в один с договорами с предыдущей компанией, даже бонусы предусмотрены. Члены экипажа затребовали другие деньги. В ответ на возражения, что я не могу столько платить, заявили - отправляй нас домой.

Консул играет на морали. Но есть финансовые отношения. Экипаж в грубой форме потребовал, чтобы я оплатил их прилет. Ни капитана, ни рефмеханика никто не заставлял там оставаться. Капитан требует большую зарплату за то, что просто сидит на судне в Дакаре. По рефмеханику вопросов нет. Ему было сказано: приедешь в Мурманск, с тобой тихо, спокойно, по-честному закроемся. Он нормальный. Проблема вся в капитане. Тот, пользуясь случаем, подначивает консула постоянно.

Что касается шторма. Я вот что скажу. Это закрытая акватория порта. Во-вторых, в Африканском регионе глобальных штормов нет. Вы можете по сайтам в тот день, когда, говорят, был шторм, посмотреть погоду в Дакаре.

- То есть в посольстве врут?

- Не то чтобы... Но что такое шторм для опытного капитана и рефмеханика?

Никита Пиввуев долго жаловался на безответственность экипажа, доставшегося ему от прежнего владельца, на капитана, компанию-агента...

Не возьмусь уличать кого-то во лжи, поскольку нет ее доказательств. Могу лишь предположить, что вряд ли люди сидят на судне многие месяцы из упрямства и исключительно необоснованных требований.

Думайте сами, решайте сами...

Многочисленные скандалы с арестами российских судов и невыплатой морякам законной зарплаты, к сожалению, стали уже делом привычным. Какими бы ни были причины конфликтов, страдает в первую очередь плавсостав, находящийся в чужих портах без средств к существованию. Как пояснил председатель профсоюза «Рыбак» Алексей Борков, эта организация старается оказать в таких ситуациях помощь входящим в нее рыбакам. Один процент взносов от заработной платы, по его мнению, сумма небольшая, но позволяющая всегда рассчитывать на помощь и поддержку.

- Лежа на операционном столе, поздно беспокоиться - все риски предстоящей операции лучше знать заранее, - говорит Алексей Николаевич, - так и этим людям сейчас трудно чем-то помочь на расстоянии от Мурманска до Африки. Тем не менее их, конечно же, надо вернуть домой и уже здесь помогать отстаивать свои права. Я готов встретиться с ними, даже если они и не состоят в рыбацком профсоюзе. Тем более что фамилия хозяина судна на слуху. Проблемы там были и раньше. И конечно же, нанимаясь на работу, рыбакам надо четко знать свои права, подробнейшим образом знакомиться с контрактами, изучить все права, обязанности, ответственность свою и работодателя. До сих пор многие с потрясающей безответственностью подходят к собственному трудоустройству. Недавно, например, мне позвонил рыбак, которому наниматель задержал зарплату. Меня потряс его вопрос: а вы не знаете, за что я пошел работать?..

Этим ребятам я еще раз порекомендовал бы возвращаться домой - разве за время, прошедшее с декабря прошлого года, они не поняли, что им не собираются ничего платить добровольно?

Когда материал был написан, мне стало известно, что в Дакаре русская диаспора собирает средства для отправки в Мурманск пока только рефмеханика «Регора» В. А. Губкина, состояние здоровья которого вызывает серьезные опасения.

Но вряд ли подобная история последняя. Семь лет назад, 11 июля 2001 года, Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации Международной конвенции о найме и трудоустройстве моряков. Это должно было создать правовую основу для регулирования деятельности, связанной с наймом и трудоустройством моряков, обеспечить защиту их трудовых и социальных прав. Предполагалось, что присоединение России к Конвенции позволит усилить социальную защиту моряков, работающих на судах, в том числе и под иностранными флагами.

Но, как показывает жизнь, этот шаг в направлении соответствующей защиты брошенных моряков пока ее не обеспечивает.

Юния ВАЛАМИНА