Нам, конечно, не повезло: клиентская служба в управлении по труду и социальному развитию в тот день не работала ни в Заполярном, ни в Никеле. И поснимать посетителей фотокорреспонденту не удалось. Пришлось порасспрашивать местных жителей на улицах: как им приглянулся нынешний облик социального учреждения, которое многие до сих пор называют по-старому - собесом. Словоохотливые пенсионеры на лавочке в своем мнении были единодушны: «Красиво, прямо как во дворец заходишь! Просторно и удобно, не то что раньше».

А раньше, то есть менее года назад, первый этаж здания посетители старались побыстрее прошмыгнуть, настолько он был облезлым, грязным. Вся работа с посетителями Печенгского районного управления по труду и соцразвитию (оно находится в Никеле) сосредоточена была на втором этаже, здесь же располагалось местное отделение Пенсионного фонда. Постоянная толчея в коридорах нередко приводила к скандалам, да и самим сотрудникам в условиях «коммунальной квартиры» работать было сложно.

Картина же, которую мы увидели в конце минувшей недели на презентации клиентской службы в Заполярном и Никеле, была совершенно иной. Светлые просторные залы для ожидания и приема посетителей. Причем, например, в Заполярном эти два помещения разделяет окно, через которое люди могут наблюдать за работой сотрудников и за тем, не подошла ли очередь. В зале ожидания вдоль стен удобные мягкие стулья, тут же стенд с необходимой информацией и столики, где можно написать по образцу заявление. В ближайшее время здесь же появятся информационные автоматы по типу тех, что стоят в железнодорожных кассах. Достаточно нажать нужную клавишу - и узнаешь, какие документы следует сдать, чтобы получить пособие на детей, или какими льготами пользуется ветеран Мурманской области.

Кстати, у дверей местного отделения банка мы заметили молодую женщину, стоявшую рядом с двумя колясками.

- Вот приходится вдвоем с подругой ходить, - пояснила никельчанка. - Одна деньги получает или заявление какое-то отнесет, а другая стоит с колясками.

В новых клиентских службах продуманы даже такие, казалось бы, мелочи. Родителям не нужно оставлять на улице детские экипажи. По пандусу свободно поднимется как инвалид-колясочник, так и мама с детской коляской. Для них предусмотрены широкий проем входных дверей, просторные туалетные комнаты, которыми могут воспользоваться все посетители. Поневоле вспомнишь многие присутственные учреждения в городах области, где на туалетах, как правило, висит табличка «Вход посторонним воспрещен», а сами они закрыты на ключ. И дела нет, что люди порой вынуждены маяться в очередях по несколько часов.

Кстати, здесь, в современных офисах, все направлено на то, чтобы очереди не возникали. К услугам сотрудников, принимающих население, - компьютеры с полной базой данных. Работают обе клиентские службы по принципу «одного окна». Тут у пенсионера примут заявление на социальную помощь, тут же, проверив по базе данных, его доход, наличие льгот, условия жизни (один ли проживает или с семьей), скажут, когда деньги будут перечислены на сберкнижку. У посетителей отпадает необходимость бегать по различным инстанциям за справками: то в ЖЭУ, то в Пенсионный фонд, то в поликлинику… Эту возможность дало внедрение автоматизированной информационной системы «Электронный регистр населения Мурманской области».

Мало того, в ближайшее время здесь же, в помещениях клиентских служб, можно будет оформлять субсидии на жилье. Планируется, что с нового года муниципалитеты вообще освободят от этой нагрузки. Обязанность оформления жилищных субсидий полностью ляжет на работников территориальных управлений областного комитета по труду и социальному развитию.

Подобных клиентских служб, кроме Заполярного и Никеля, нет на Кольском полуострове пока нигде. Готовится к открытию служба в режиме «одного окна» в управлении Октябрьского округа. Там, на улице Софьи Перовской, 25/26, сейчас полным ходом идет ремонт. Постепенно и все другие территориальные управления комитета перейдут на работу в «одно окно». И от этого выиграют не только посетители, но и сотрудники. Условия их труда в корне изменятся: стопки папок с бумагами отправятся в архив, компьютер сэкономит время, да и ошибок и недочетов станет намного меньше.

Чтобы познакомиться с современным обликом социальной службы, в Печенгский район съехались руководители практически всех территориальных управлений области. Они задавали много вопросов возглавляющей Печенгское районное управление комитета Надежде Шелковниковой, на долю которой выпали все хлопоты с ремонтом, подбором мебели, обучением сотрудников и организацией работы. Принимая поздравления коллег, Шелковникова отметила большую помощь глав муниципальных образований Заполярного и Никеля. Они, кстати, также участвовали в презентации и выразили надежду, что теперь жалоб и вопросов от населения станет намного меньше. Председатель областного комитета по труду и социальному развитию Валерий Палькин, говоря о задачах и перспективах социальной службы в регионе, подчеркнул, что открытие современных клиентских служб это также результат развития административной реформы. Именно благодаря ей удалось изыскать немалые средства на модернизацию и оснащение.

После презентации прошел двухдневный выездной семинар для руководителей территориальных управлений комитета. На нем обсуждались вопросы развития сети клиентских служб по предоставлению гражданам мер социальной поддержки в режиме «одного окна» в 2009-2011 годах, а также перспективы внедрения АИС «Электронный социальный регистр населения Мурманской области».

Фото: Ещенко С. П.
Отдел социальной защиты (клиентская служба). Заполярный. Специалист 1-й категории Оксана Черняускене.
Фото: Ещенко С. П.
Отдел социальной защиты (клиентская служба). Заполярный. Ольга Шелковникова, Надежда Карнова, Валерий Палькин.
Фото: Ещенко С. П.
Никель.
Фото: Ещенко С. П.
Никель. Отдел социальной защиты.
Фото: Ещенко С. П.
Никель. Отдел социальной защиты.
Фото: Ещенко С. П.
Никель.
Фото: Ещенко С. П.
Никель.
Фото: Ещенко С. П.
Никель.
Фото: Ещенко С. П.
Никель. Отдел социальной защиты.
Фото: Ещенко С. П.
Никель. Отдел социальной защиты.
Фото: Ещенко С. П.
Никель. Отдел социальной защиты.
Людмила ЛОПАТКО, Заполярный - Никель - Мурманск.