«Здравствуйте, уважаемая редакция! Мы, родители детей среднего школьного звена, обращаемся к вам за помощью. 2009 год объявлен Годом молодежи, а интересы и будущее детей поставлены под угрозу.

Я, мама ученицы 9-го класса средней школы № 43, за 1,5 месяца до окончания учебного года узнаю, что на следующий год в нашей школе не будет 10-го и 11-го классов. Почему и за что наших детей ущемляют даже в праве получения полного среднего образования? Моя дочь хорошистка, и очень хотелось бы в этой непростой жизни дать ей шанс на лучшее будущее.

Чего добьется «система образования», выгнав многих 15-летних детей на улицу? У нас что, мало случаев детских самоубийств? Они хотят увеличить количество наркоманов, бичей и попрошаек?

Да, сейчас мы вынуждены срочно бежать и проситься в лицеи и гимназии, но таких, как моя дочь, около тысячи человек. Не все смогут пройти собеседование. Куда тогда? У нас очень мало информации, но если этот жестокий эксперимент проводится не по всей России, может, переехать куда-нибудь…»

«Ольга П. (фамилия приводится не полностью по инициативе редакции) и многие, многие, многие родители» - так было подписано пришедшее в газету письмо.

Ну вот, дошла волна и до областного центра. Прежде она прокатилась по другим уголкам нашего края, где в некоторых школах вдруг стали исчезать десятые классы. А Мурманск в числе последних в области переходит на профильное обучение.

Это, напомним, одна из граней нынешней реформы образования. Она предполагает создание на базе гимназий, лицеев и некоторых школ ресурсных центров. В них можно будет не только получить полное среднее образование, но и более углубленно изучить какой-либо предмет (профиль). При желании - не один. То есть у старшеклассников, серьезно готовящихся к поступлению в вуз, прибавляется возможностей добиться своей цели. Остальные школы из полных средних превращаются в девятилетки. Вот по этому поводу и волнуются родители. Только есть ли причины для серьезных тревог? Неужели в самом деле кто-то из ребятишек, стремящихся к знаниям, останется за школьным порогом?

- Мы можем принять в десятые классы всех девятиклассников, даже еще и места останутся, - отвечая на этот вопрос, заверяет и. о. министра образования области Василий Костюкевич, к которому я обратилась с полученным редакцией письмом.

В общем, разговоры о выгнанных на улицу детях - это, мягко говоря, преувеличение. Хочешь по-настоящему учиться - учись! Причем именно в ресурсных центрах старшеклассники получат наилучшие условия для этого. Ведь эти центры должны быть обеспечены самым современным оборудованием, а отбор кадров рекомендовано проводить (и это уже делается в некоторых городах области - в Полярном, например) по конкурсу. Все для того, чтобы выпускники получили солидные знания, качественно подготовились к ЕГЭ. Вроде бы какой родитель будет против?

Однако голоса «против», как видим, звучат. И иногда им удается настоять на своем.

- В Заполярном, например, муниципальные власти пошли на поводу возмущенных родителей, оставили все как есть, - говорит Костюкевич. Говорит, замечу, с сожалением и недоумением.

Собственно говоря, и «Мурманский вестник», и другие СМИ уже не раз рассказывали о причинах, побудивших наше образование двинуться по нынешнему пути. Эти причины коренятся в 90-х. Демографический провал, случившийся в те годы, сегодня дает о себе знать со всей очевидностью. Если оставить все «как было», то получится хорошо если по одному десятому классу (и то не всегда укомплектованному до установленного количества учеников) в каждой школе. Вот только обеспечить все школы современным оборудованием, которое необходимо для нынешних старшеклассников, быстро невозможно. И что тогда выходит? Неравные условия. Кто-то вовсю учится пользоваться сложной техникой под руководством опытных педагогов, а чья-то школа еще только ждет, когда на пять учеников десятого класса такую технику (заметим, недешевую!) получат.

И это только часть проблем, которые поставила перед сферой образования жизнь.

Понятно, что любые перемены люди воспринимают настороженно. Но тут очень важна позиция самих школ. В Оленегорске, например, родителей старшеклассников повели в ресурсный центр, показали условия, в которых будут учиться их дети, новую технику, продемонстрировали диаграммы, отражающие результаты сдачи ЕГЭ. В общем, дали прочувствовать разницу. Лучшее лекарство от ненужных тревог - полноценная информация. К сожалению, правильно распорядиться ею умеют не везде. А иногда, будем откровенны, и не желают. Уменьшается количество классов - значит, сократится и потребность в учителях. Понятно, что кого-то из них это вовсе не радует.

- Сегодня ощущаются трения в Мурманске, в Скалистом. Никель, ряд других городов и районов их уже пережили. Но еще не брались за проблему Кировск и Апатиты, - перечисляет Василий Костюкевич горячие и уже остывающие точки на карте нашего края.

А как в России? Вот и автор приведенного письма раздумывает: уехать, что ли, куда-нибудь от «жестокого эксперимента»…

- Год назад трясло Псковскую область, - рассказывает Василий Филиппович. - Вообще же, более двух десятков областей в предыдущие годы уже перешли на профильное обучение. Остальные или в процессе, или примеряются.

А переходить придется всем. Ведь резкое сокращение количества учеников в старших классах и необходимость дать тем, кто хочет учиться, наилучшие для этого возможности - это проблемы всей страны.

Так что уезжать, выходит, некуда. Да и надо ли? Это ведь к нам впору старшеклассников из других регионов страны везти на обучение. Ведь наши ученики традиционно успешно сдают ЕГЭ, показывая знания выше среднероссийского уровня.

- В последнее время резко изменилось отношение школьников к учебе, - делится своими наблюдениями Костюкевич. - Они поняли, что благодаря образованию можно многого добиться в жизни. Поняли это и родители. Они вообще стали более требовательными к учителям. Бывает, даже просят заменить некоторых в ресурсных центрах. Поэтому отбор учителей по конкурсу - не благое пожелание, а тоже требование времени.

Кадры по-прежнему решают все. О ситуации, когда сложившийся, правда естественным путем, без конкурса, коллектив педагогов творит буквально чудеса, рассказал Василий Костюкевич под конец нашего разговора:

- Это мурманская гимназия № 4, у нее математический профиль. Там работают учителями математики три бывших директора этого учебного заведения. А директором выдвинули молодого педагога, тоже математика. Стоит ли удивляться, что на ЕГЭ по профилирующему предмету учащиеся этой гимназии получают 100 баллов? Стоит ли удивляться и тому, что учатся в ней дети из всех округов города, и даже из области? Родители снимают им жилье - лишь бы учились именно там. Вот оно - отношение к истинным знаниям. А ведь гимназия не в центре Мурманска находится, в Ленинском округе, на улице Аскольдовцев. В то же время одна из причин, которую выдвигали родители в Заполярном, протестуя против перевода детей в другую школу, - далеко, мол, ходить придется. Это в Заполярном-то, который можно весь обежать во время утренней зарядки!.. Пора осознать: не важно где, а важно как. Вот что главное.

Галина ДВОРЕЦКАЯ