Жители Ленинского и части Первомайского округов Мурманска на днях получили за электроэнергию квитанции нового образца. Изменения заключаются в том, что показания индивидуального счетчика, которые раньше люди снимали самостоятельно, а также количество потребленной электроэнергии и сумма оплаты в бланках уже проставлены. Получается, что, с одной стороны, хлопот стало меньше - не надо перемножать цифры, подсчитывая платеж, вычислять льготу тем, у кого она есть. Но, с другой стороны - уж очень мы привыкли всего бояться: а ну больше денег возьмут или неправильно что впишут?

- Что касается ошибок в расчетах, - прокомментировала ситуацию заместитель генерального директора ООО «КРЭС-Альянс» по маркетингу и корпоративному управлению Татьяна Иванова, - то их как раз нередко допускали потребители. Случалось, что из текущего показания счетчика предыдущее вычесть не могли - уж казалось бы, чего проще. При переходе на новую систему таких недоразумений не будет. Но это только одна из причин, вызвавших нововведение. Гораздо более серьезная связана с необходимостью учитывать показания общедомовых счетчиков. Когда они появятся в наших домах - а этот процесс уже идет, - то их цифры придется соотносить с данными индивидуальных квартирных счетчиков. А если этих данных у нас не будет в установленный срок, то пойдут расхождения в расчетах, ошибки. Может получиться так, что добросовестные плательщики будут платить больше - за себя и за должников. Избежать этого и поможет новая система расчетов.

Сумма потребляемой электроэнергии, по словам Татьяны Ивановой, в квитанциях проставляется индивидуально для каждой квартиры исходя из среднего расхода. Реальные цифры, набежавшие на вашем счетчике, в срок с 23-го по 28-е число каждого месяца надо сообщать в КРЭС. Также необходимо будет назвать номер своего лицевого счета и дату, когда сняты показания. Сделать это можно по указанным в квитанциях телефонам в рабочее время или на номер автоответчика круглосуточно. Для этих целей можно воспользоваться и электронной почтой. Тем, кто по каким-либо причинам не сообщит эти данные специалистам, рассчитают среднемесячное количество потребляемой электроэнергии. А раз в полгода сотрудники предприятия намерены делать контрольный обход и фиксировать показания квартирных счетчиков.

Многим северянам непонятно - зачем все-таки дозваниваться, если все необходимые цифры и так имеются в оплаченных нами квитанциях?

- Проблема только в том, что цифры эти - за прошлый месяц, а нам нужны за текущий, - отметила Иванова. - Так что старая схема расчетов уже, к сожалению, не работает. В августе-сентябре квитанции нового образца получат и все остальные мурманчане. Вообще же потребителям надо понять, что государство переходит на новую схему учета ресурсов, так что наши реформы - только часть этого процесса, и к ним надо отнестись спокойно.

Пока же спокойствия жители областного центра не проявляют. Многоканальные телефоны предприятия разрываются от возмущенных звонков - поэтому, в том числе, туда так трудно дозвониться и сообщить-таки необходимую в свете нововведений информацию. Возмущаются, в частности, и тем, что в квитанциях встречаются ошибки. Как заверила Татьяна Иванова, это издержки переходного периода, в следующих платежках недоразумений не будет. А когда страсти улягутся, коротких гудков в трубке мурманчане не услышат, убеждены специалисты.

Юлия МАКШЕЕВА