О том, как школьники нашего края сдают ЕГЭ, мы, как правило, говорим с гордостью. Еще бы, не первый год они показывают результаты выше средних по стране. Например, по русскому языку и математике, так сказать основным предметам, российский «середнячок» набрал 56,4 и 42,9 балла, а наши ребята - 60,74 и 46,58. В знании английского языка обошли его аж на 8,58 балла, географии на 7,78, информатики на 6,6. В общем, опередили почти по всем предметам - кроме немецкого и литературы. (Причем в немецком отстали сильнее, на 7,46 балла, но обидно почему-то именно за литературу, где недобрали 4,98: выходит, к книгам, к классическому наследию, относятся с прохладцей?)

Эти данные прозвучали на последнем заседании коллегии министерства образования и науки Мурманской области. Его участники пристально рассмотрели и внутриобластные результаты, и по территориям. И здесь были названы свои лидеры и аутсайдеры.

Возглавило рейтинг Видяево, чьи выпускники набрали в среднем 60,3 балла.

- Ну, это не считается! В Видяеве всего одна школа, - раздались реплики из зала по этому поводу. На что участвовавшая в совещании заместитель губернатора Людмила Чистова резонно заметила: одна, но она так поработала, что за результат не стыдно.

А министр образования Василий Костюкевич напомнил, что еще три-четыре года назад дела в видяевской школе обстояли неважно. Но когда появился новый, толковый директор, когда была проведена большая работа по отбору кадров, ситуация стала меняться. И вот уже маленькая школа ЗАТО - в первой строке рейтинга.

По праву гордиться своими результатами может и Ковдорский район, он на втором месте, за ним Полярный, Мурманск, Полярные Зори, Мончегорск, Терский район, Североморск. На этом передовики кончились.

Обидно, конечно, Снежногорску: до среднего по области значения он недобрал 0,1 балла. Так бы замыкал список лидеров, но пришлось возглавить тех, кто ниже среднего. Последним в списке оказался Ловозерский район - 47,6 балла.

Называли на этом заседании и гимназии, которые так или иначе выделились в подготовке своих выпускников. Среди передовиков - мурманские гимназии № 4, №1, политехнический лицей, Хибинская гимназия Кировска и так далее. А вот результаты ниже среднего областного уровня в гимназиях Полярного, Апатитов, мурманской № 7 и полярнозоринской № 1.

Почему к гимназиям столько внимания? Статус обязывает. Ведь учебные заведения могут его и лишиться, если и впредь по результатам ЕГЭ будут выглядеть не лучшим образом. Так сказать, количество звездочек на погонах должно соответствовать уровню деятельности. То же касается и лицеев. Об этом заявил Василий Костюкевич, анализируя полученные гимназистами и лицеистами оценки и призывая к ответу представителей учебных заведений или муниципалитетов.

- У нас результаты неплохие, - вступилась за свой город начальник полярнинского отдела образования Татьяна Горюшина. - ЕГЭ по русскому языку наши школьники сдали лучше всех в области, мы здесь на первом месте, в математике - на третьем. Как здорово, что есть рейтинги, и мы теперь видим, где нам надо подтянуться. Проблем - море, нужна переподготовка кадров, адресная, после анализа работы всех учителей, - поделилась она планами, как изменить 11-е место своей гимназии на более престижное.

Не только о качестве знаний шел разговор на этом заседании, много говорили и о предпочтениях, которые отдают ребята тем или иным предметам. Право выбора предмета при сдаче ЕГЭ обернулось сплошной «любовью» экзаменующихся к обществознанию. Так, в этом году из пяти тысяч сдававших единый государственный две тысячи выбрали именно эту дисциплину. А вот химию - 339 человек, информатику - 528, физику - 952. Отсюда и проблемы с поступлением в вузы: подавляющее большинство было нацелено на гуманитарные специальности. Естественно, образовался большой конкурс, многие оказались за бортом. Но в тех же вузах оставались незанятыми места на технические специальности, куда, имея в активе экзамен по выбору лишь обществознание, абитуриент попасть уже не мог.

Почему подавляющая масса выпускников не хочет сдавать физику, химию, информатику, догадаться нетрудно. Не уверены в себе ребята, побаиваются, ведь с наскоку эти дисциплины не одолеешь. Что же тогда получается: дети плохо учатся или их плохо учат?

Вот и на заседании коллегии ректор Мурманского технического университета Александр Ершов отметил: у нынешних выпускников плохо развито логическое мышление. Даже у тех, кто попал на техническую специальность. А это большая проблема для будущего инженера.

Кстати, если пристально посмотреть на средний балл по любимому нашими выпускниками обществознанию, то можно увидеть, что он превышает общероссийский всего на 0,57 балла. Так что и здесь хвастать особо нечем. На заседании прозвучало даже, что выбирать профиль с десятого класса уже поздно - надо бы определяться пораньше, с начальной школы. Только, может, правильнее с начальной школы давать ребенку такие знания, чтобы к выпускным экзаменам у него имелась широкая возможность для выбора будущей дороги? А не узкий коридор, обусловленный экзаменом по одному предмету, как получилось в нынешнем году?..

Призывы работать со школьниками и их родителями, чтобы нацелить подрастающее поколение на приобретение технической специальности, звучат не только потому, что в вузах остались пустующие места на соответствующих факультетах. За этими призывами и тревога за будущее промышленности - и области, и страны. Об этом говорил присутствовавший на заседании генеральный директор ассоциации «Мурманшельф» Григорий Стратий. Штокмановское месторождение, которое нынче у всех на слуху, будет эксплуатироваться как минимум полвека. Его разработка потребует знатоков криогенной технологии, морских нефтегазовых и других технических специальностей. Но сегодня у нас в вузах недобор на 55 бюджетных мест именно на технические факультеты. Как аукнется он через пять лет? Специалистов будет не хватать, их придется приглашать со стороны.

Пока что со стороны приглашают к себе (рыщут по всей стране) учебные заведения края. Не будем забывать и про демографическую проблему. Выпускников-то из года в год становится меньше. Вот наши учебные заведения, в том числе профучилища, даже в Краснодарском крае абитуриентов искали. «Африку надо было охватить», - подсказал Василий Костюкевич. Но это пока шутка. А вот заняться образованием работающих людей - предложить услуги в переподготовке, повышении квалификации, думается, этот совет, прозвучавший в адрес профучилищ, своевременен.

Много еще острых назревших проблем поднималось на заседании коллегии. Последний вопрос - о ресурсных центрах, тех самых школах старшей ступени, которые должны готовить учащихся к ЕГЭ и, соответственно, к продолжению образования. Рейтинг, составленный по итогам аттестации 2009 года, выявил, что некоторые ресурсные центры показали низкие результаты. Участь таких учебных заведений будет та же, что и у не подтвердивших свой статус лицеев и гимназий: они лишатся всех привилегий. Но пока, посчитав нынешний год переходным, решили повременить. Дождаться результатов ЕГЭ 2010 года, а тогда уж и решать, кому какие звездочки причитаются по праву.

Галина ДВОРЕЦКАЯ