Ситуация, увы, ставшая привычной: судно с российскими моряками застревает где-то у далеких экзотических берегов, а компания-судовладелец не спешит расплачиваться с экипажем за работу. В последнем случае в заложниках у работодателя оказалась команда рыболовного траулера «Святой Павел», в основном состоящая из мурманчан. Впрочем, сейчас ситуация близка к благополучному разрешению. Об этом вчера сообщил журналистам заместитель губернатора Мурманской области Олег Тигунов.

Напомним, как все начиналось. После многомесячной работы в море на судне приключилась поломка, потребовавшая срочного ремонта. Но по каким-то причинам переговоры судовладельца, новороссийской компании «Паронит», с потенциальными подрядчиками затянулись, и траулер почти четыре месяца проболтался без дела у побережья Марокко. Именно там в одном из местных доков планировалось провести ремонтные работы. А пока суд да дело, хозяевам судна, видно, было не до нужд экипажа. В результате рыбаки, в том числе десять мурманчан, остались один на один со своими проблемами. Без денег, а в последнее время практически без воды и пищи.

С подобным отношением к себе они мириться не стали и подняли «бунт на корабле». Основные требования: в полном объеме выплатить не только долг по зарплате за все время рейса, но и оплатить вынужденный простой в ожидании ремонта. А также отправить на родину за счет компании-нанимателя.

Неизвестно, сколь долго продолжалось бы противостояние, если бы своевременно о конфликте через СМИ не были поставлены в известность общественность и мурманские региональные власти. Огласка возымела действие.

На состоявшейся вчера пресс-конференции Олег Тигунов проинформировал журналистов об итогах переговоров с «Паронитом». В компании понимают беспокойство моряков, но просят войти и в их положение. Рейс затянулся по объективной причине - из-за поломки, улов не был вовремя реализован заказчикам, оттого и с деньгами вышла задержка. Так что у каждого, мол, своя правда. Но как бы то ни было, руководство фирмы дало клятвенные заверения, что уже в самое ближайшее время долги будут погашены. На судно вроде как уже поставлены продукты питания и особо ценная в тропиках вода. Все желающие могут вернуться в Мурманск за счет компании.

Предложением воспользовались пока трое из десятерых мурманчан. Остальные продолжают находиться на судне в ожидании окончательной развязки. Они либо могут присоединиться к отбывшим с 10 по 15 декабря - в заявленный срок смены экипажа, либо продолжить рейс и остаться на ремонт. Он пройдет вместо ранее планировавшейся Касабланки в другом местном порту - Агадире. А чтобы не терять даром время, позавчера экипаж вел прибрежный промысел рыбы для местного рынка. В общем, как было заявлено на встрече, конфликт исчерпан.

Подытоживая разговор, председатель областного комитета по рыбохозяйственному комплексу Сергей Балябо дал морякам совет: во избежание подобных ситуаций лучше устраиваться на работу в проверенные мурманские компании. Тем более что нынче есть такая возможность.

Олег Тигунов дополнил: и еще следует внимательно читать текст предлагаемого договора. Обещаниям потенциальных работодателей не стоит верить на слово: расписываемых устно условий в контракте на поверку часто не оказывается. И не надо бояться настаивать на своих требованиях из опаски, что «упрямцу» в месте вообще откажут. Неужели же лучше согласиться на кабальные условия и потом попасть в аналогичную ситуацию?

Андрей ПОПОВ