На Первом канале телеведущая Елена Чекалова, убедительно, душевно жестикулируя, заявляет: «Счастье есть!». И предлагаемое Еленой счастье действительно есть, поскольку его можно съесть. Запомнив рецепты и приготовив продукты. Зная при этом, что истинное счастье не едят. Скорее, наоборот, оно нас ест. Это от его сладостного укуса мы некоторым образом таем и пропадаем для всего окружающего мира. Шутка.

Но в чем права Елена Чекалова раз и навсегда - это в том, что свое счастье каждый из нас вырабатывает в себе сам, а не так, как рекомендуется в одной из песен застойной советской поры: дескать, сиди, надейся и жди. Этак гарантированно дождешься разве что разочарования в жизни.

Рецептов выработки счастья в теории накопилось довольно много, особенно благодаря развитию психологии. Вот самый последний из вычитанных мною.

Психолог Калифорнийского университета Соня Любомирски со товарищи отметила пять вещей, которые помогут человеку быть счастливым.

Первое. Необходимо быть благодарным. Люди, которые по заданию психологов писали благодарственные письма своим бывшим благодетелям, чувствовали себя значительно счастливее, чем те, которые таких писем не писали. Причем отправлять эти письма совсем необязательно. Простое выражение благодарности на бумаге заставляло, мол, людей ощущать прилив счастья.

Второе. Нужно быть оптимистом. Нужно помечтать о своем идеальном будущем и записать свои мысли в личный дневник. После нескольких недель такого позитивного дневникового мышления душевное состояние заметно улучшится.

Третье. Надо уметь радоваться своим удачам. Записывайте по три случая, которые порадовали вас на неделе, концентрируйтесь на всем хорошем, и у вас появится все больше причин быть счастливым.

Четвертое. Нужно использовать свои сильные стороны. Если у вас есть хорошее чувство юмора, он помогает забыть о своих бедах и проблемах.

Ну и пятое. Нужно совершать добрые поступки, так как помощь всегда возвращается. Люди, которые потратили свое время и деньги на помощь нуждающимся, чувствуют себя после этих актов более счастливыми.

Вывод Сони Любомирски и ее единомышленников таков: люди могут руководить ощущением счастья, несмотря на то, что это состояние все-таки частично зависит от генетической наследственности.

Вроде бы и правильно, и наукообразно. Но, право слово, «Соня, я с вас смеюсь», как сказали бы в Одессе. Неужели Вы не чувствуете, не понимаете, что Ваша телега стоит впереди лошади и Ваше так называемое счастье строится механистически - все равно что смех, вызываемый щекоткой, когда получается вовсе даже и не смех, а что-то вроде вынужденного гогота. Нет, разумеется, кто бы спорил: хорошо и полезно быть оптимистом, иметь чувство юмора, быть добрым, благодарным и благожелательным. Но ведь надо сначала стать таковым. Вот тогда, возможно, и будешь счастлив. Если повезет, конечно. А рекомендуемые Вами тренинговые действия не имеют к фактическому счастью прямого отношения.

На мой взгляд, счастье имеет две основные формы. Одно счастье - мгновенное, чаще всего неожиданное. Вышел, скажем, на улицу, а там над сопкой такое огромное невиданное после долгой зимы солнце, такая ослепительная красота, что сразу захватывает дух. И такому мгновенному счастью даже бомж подвластен (наверное, даже больше, чем квартиросъемщик), и никаких сознательных действий для вызова и уловления этого счастья не требуется. Оно бессознательно образуется и необъяснимо исчезает. Сродни заполярной солнечной вспышке и многие другие радостные семейные и прочие неожиданности, которые мы вполне можем назвать счастливыми.

Но главным, по-настоящему жизнеобразующим я считаю счастье другого рода. Это счастье повседневного существования, которое ты, скорее всего, и не осознаешь и не называешь счастьем, потому что просто живешь в нем, просто утром тебе хочется поскорее приступить к избранному делу, а после работы ты с удовольствием возвращаешься домой, где тебя ждут близкие тебе люди.

Такое счастье строится и существует на любви. Я бы даже сказал - на трех любовях: к своему призванию, к семье, к родине. Причем для зарождения этих чувств не требуется «генетической обусловленности». Требуется забота о детях, их целенаправленном воспитании. Пристрастить ребенка к какому-либо делу, которое он воспримет как свое призвание, можно уже в семье, но еще лучше, если эстафету трудового воспитания подхватит и школа. Раскрывать ребенку глаза и душу на красоту родной земли надо теми же силами, в том же тандеме. Вот и получит подрастающий человек вполне достаточное основание для уже собственного строительства своей счастливой жизни.

Почему у нас в России мало такого счастья? Да потому, что много брошенных детей. И в прямом смысле брошенных, а еще больше запущенных, растущих дичком, хоть и в семье, которая кажется благополучной. Положение могла бы выправлять школа, возьмись она за воспитание. Но повернуть громоздкую баржу государственного образования в эту сторону вряд ли в скором времени удастся. У нас и воспитатели-то еще не воспитаны. А ведь с этой точки и пришлось бы начинать поворот.

Как говорится, воспитание детей надо начинать с детства… их родителей.

Владимир СЕМЕНОВ