Депутат Мурманской областной думы Александр Макаревич принял участие в слушаниях, которые провел в Москве комитет Совета Федерации по образованию и науке. Обсуждалось на них совершенствование антикоррупционного законодательства в сфере образования и науки. Результатами этого участия он выразил желание поделиться с читателями «Мурманского вестника».

Тема для обсуждения была заявлена щекотливая. Но разговор шел не только о взятках, поборах или подношениях учителям. Смотреть надо в корень. Одна из основных причин коррупции в образовании - низкий уровень оплаты труда. Да, сейчас в отрасли происходят перемены, в результате которых кошелек учителя, как предполагается, должен потяжелеть. Но удастся ли достичь этой цели намеченным путем без неприемлемых потерь? Александр Макаревич выступил на слушаниях с критикой некоторых предпринимаемых преобразований.

- Депутатская фракции «Справедливая Россия» в областной думе, которую я возглавляю, обеспокоена последствиями применения методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - пояснил он. - Форсирование внедрения этой методики в части образования, считаем мы, может привести в Мурманской области в 2010 году к высвобождению до полутора тысяч педагогов. На зарплате, возможно, и сэкономим. Но как отразится на качестве образования такая гонка?

Выступая на слушаниях, Макаревич заострил внимание коллег на показателе методики, определяющем соотношение «учитель - ученик». Согласно ему на одного педагога должно приходиться не менее 15 ребятишек. Если меньше, то работа образовательного учреждения считается неэффективной.

Идеала, кстати, пока не достиг ни один регион. И дальше всех от него столица, где на одного учителя приходится 6,6 ученика. На другом полюсе - Чеченская Республика: 13,8 (и объясняется это, по мнению депутата, элементарной нехваткой кадров). Все остальные находятся в этой вилке. В Мурманской области, заметим, показатель равен 13-ти.

- Оптимальным же является 12,04, это мы рассчитали в своей фракции, - отметил Александр Макаревич. - Когда начинают обеспечивать достижение определенного методикой показателя 1:15, сразу везде обнаруживаются неэффективные расходы и лишние люди. И в нашем регионе также многие профессии в образовательных учреждениях оказались избыточными. Психологи, логопеды, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня попадают под сокращение в первую очередь. Если и дальше двигаться к предложенному методикой соотношению, то мы будем стимулировать резкое снижение качества образования, потерю педагогических кадров. Об этом я и говорил в Москве.

Делясь впечатлениями, депутат привел выступление директора одной столичной гимназии, где на каждого педагога приходится по 4,5 ученика. Нет, это не означает, что за партами на уроках присутствуют по четыре с половиной человечка. Наполняемость классов соответствует нормативу - 25 учащихся. Но в гимназии работают психолог, дефектолог, педагоги дополнительного образования и другие специалисты, которые, как считает администрация учреждения, необходимы, чтобы воспитанники получили действительно достойное образование.

Пожалуй, вряд ли страна в целом пока сможет себе позволить подобное. И нетрудно представить, как нынче этому директору выкручивают руки... Но ведь и за его выкладками тоже стоят опыт, знания, определенные взгляды на то, каким должно быть образование. Так что не перестараться бы, не выплеснуть бы с водой и ребенка... который окажется безграмотным. Короче говоря, на слушаниях в комитете Совета Федерации Макаревич постарался обратить внимание коллег на необходимость пересмотра того самого показателя.

Упомянутая методика не учитывает и ряд других факторов. В том числе специфику северных территорий. В результате ее применения получается, что показатель «среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителя» там, где действуют районный коэффициент и полярные надбавки, автоматически увеличивает объем так называемых неэффективных расходов. А это, в свою очередь, приводит к нивелированию усилий властей региона увеличить учительскую зарплату.

- Участники слушаний были со мной согласны, - отметил Александр Макаревич. - Если мы такими действиями вымываем значительную часть педагогического сообщества, то возвращаемся где-то на уровень 60-х годов. Ведь и психологическое, и логопедическое обеспечение, и педагоги-организаторы - достижения последнего времени, все это только начало активно развиваться. На слушаниях я сказал, что одна из причин, порождающих коррупцию в образовании, - это низкая заработная плата, поэтому надо внимательно посмотреть на все, что ее касается, и категорически нельзя допускать ее снижения. А у нас в этом году произошло снижение реальной оплаты труда бюджетников. Во-первых, на ней отразились инфляционные издержки, поскольку зарплата не была проиндексирована в свое время. Во-вторых, надтарифный фонд в образовательных учреждениях расходовался не по назначению, а шел в основном на доведение минимальной оплаты труда до принятого в регионе значения. Мои предложения о необходимости серьезно пересмотреть методику по пунктам, как я и излагал, - в отношении коэффициента, учета проживания на Севере и других параметров - были включены в рекомендации в адрес правительства Российской Федерации.

Галина ДВОРЕЦКАЯ