Стайки ребятишек окружили школу: на пороге группа, во дворе щебечут о чем-то, у ворот задержалось несколько человечков с портфелями в руках да ранцами за плечами. Вроде уроки кончились, а расходиться не хочется... Но вот уже бегут, размахивая портфелями, - веселые, смеющиеся. Беззаботные. Всех-то дел - уроки приготовить. Зато полон рот хлопот у взрослых - у тех, кто их обучает и наставляет. И в первую очередь, у директора.

Мурманская школа № 42 - самая обычная: не гимназия, не лицей. Ее директор Евгений Шовский никогда и не стремился за счет модного названия повысить статус своего учебного заведения. Обычная школа для обычных детей. Главное ведь то, как поставлены обучение и воспитание.

Несколько лет назад, в нелегкую для всей системы образования, и не только для нее, пору, я уже писала про 42-ю, рассказывала о том хорошем и полезном, что было в ней наработано. Взять хотя бы два направления: широкий фронт дополнительного образования, внеклассной работы, и забота о здоровье, в частности, о зрении учащихся. Эти направления развиваются и сейчас.

- У нас действуют оркестры - духовой и народных инструментов, поет хор, работает хореографическое отделение, - перечисляет директор. - Ребята занимаются в кружках прикладным творчеством - рисуют, лепят и так далее. Есть спортивные секции - по туризму, волейболу, баскетболу, карате. Есть тренажерный зал. Многие, кстати, посещают спортивные школы, которых в нашем микрорайоне вполне достаточно. Но и те, кто не ходит в секции, все равно участвует в разного рода физкультурных мероприятиях, потому что каждую неделю проводятся у нас различные внутришкольные соревнования, олимпиады. Стараемся каждого к чему-нибудь да приобщить - чтобы повышалась двигательная культура. В начальных классах ввели мы третий в неделю урок физкультуры; недавно, в декабре, открыли для этого дополнительный зал.

Рассказал Шовский и об усилиях, направленных на то, чтобы ребятишки сберегали зрение. Очень серьезная проблема, ведь именно за партой многие из нас и обзаводится очками. В школе действуют коррекционные классы для детей с ослабленным зрением. Сейчас их три: первый, второй, третий, но будут открываться и другие - вплоть до 9-го. Тренировки, лечение, наблюдение у офтальмолога дают результат: у большинства зрение улучшается. По крайней мере, не становится хуже. Опыт накоплен уже большой, лет двадцать таким образом сохраняют здесь детям зрение.

Такая вот обычная общеобразовательная школа. Которая вместе со всеми пережила труднейшие времена, прошла испытание на выживание.

- Однодневные забастовки, письма правительству, демонстрации, пикеты, плакаты - все было. И было очень серьезно, - вспоминает директор. - Но учителя молодцы: на детей свое настроение не переносили, в класс заходили с улыбкой.

- Неужели никто из них этот класс не покинул?

- Тоже было: трое ушли в бизнес. У двоих получилось... Между прочим, неплохие были учителя, - замечает собеседник.

Кадровая проблема, кстати, - одна из острейших. Не только перед 42-й она начинает вставать во весь рост.

- Еще лет пять, и если что-нибудь кардинальное не будет предпринято, работать станет некому, все уйдут на пенсию. Средний возраст педагогов в нашем учебном заведении - 46 лет. Молодых специалистов практически нет - не стремятся они в школу.

Может, хоть немного более привлекательной сделает ее повышение зарплаты? Муниципалитет выделил средства, и с января зарплата учителя в областном центре повысится примерно на 25 процентов. Об этом Евгений Шовский упомянул не без гордости: ведь он, депутат городского совета, и сам причастен к тому, что кошелек педагога станет потяжелее. Да еще с февраля ожидается федеральное уже повышение зарплаты бюджетникам. Так что жизнь станет повеселее.

А в том что касается финансирования школьных нужд - уже стала. И в этом определяющую роль сыграл нацпроект "Образование". Проблема теперь подчас не в том, где взять деньги, а в том, как их истратить.

- Раньше работали по принципу: что дадут, тому и рады, что можно получить, то и получаем. А сейчас и роль, и функции директора поменялись, он стал уже этаким менеджером. Ведь мы просто сейчас учимся, как рационально, эффективно и правильно расходовать бюджетные средства, учимся, как провести конкурс или котировку, как выбрать качественный товар, рационально распределить средства на весь учебный год.

Впрочем, говорить о полном благоденствии рановато. Головной болью директоров остается содержание зданий.

- Мы все уже давно забыли, что такое капитальный ремонт. Например, моей школе исполнилось 30 лет, а капитальный ремонт в ней был 22 года назад. Естественно, сети - электрическая, водопроводная, канализационная, да и сами стены, кровля - все требует больших затрат. Надо возвращаться к той системе, когда через 10-12 лет каждая школа вставала на капитальный ремонт. А мы все последние 20 лет лишь латаем дыры. Дело в том, что содержание зданий - это прерогатива муниципалитета, а денег у него не хватает. Вот даже сейчас мы утвердили бюджет, и комитету по образованию на текущий ремонт школ и выполнение всех предписаний надзорных органов - Госпожнадзора, Роспотребнадзора - дали пока лишь треть требуемой суммы. Надежда на то, что появятся дополнительные источники, дополнительные доходы...

Не получает школа денег и на охранные услуги. Их оплачивают родители, озабоченные безопасностью собственных детей.

- На мой взгляд, это неправильно. Это прежде всего обязанность региональной и муниципальной власти, - считает Евгений Викторович. - Но пока как депутату мне свою позицию отстоять не удалось. А в том, что охрана нужна, никто не сомневается. Вот у нас учителя задержали недавно воровку, которая уже побывала накануне в школе и украла у учительницы сумку. Понравилось, что все обошлось, наведалась еще раз. Охраннику представилась мамой ребенка, сказала, что идет в такой-то класс... Только везение кончилось - поймали на месте с поличным и передали милиции.

Говорили мы и о внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Компьютеры есть. Теперь задача - обучить учителей. Ведь компьютер должен работать не только на уроке информатики, но и стать хорошим подспорьем в изучении других предметов. Сорок вторая, кстати, второй год уже работает по пятилетней программе внедрения информационных технологий.

Интересовал меня и сам образовательный процесс. Что из новомодных программ, доктрин, направлений, учебных пособий пришлось ко двору? На это директор школы ответил так:

- Все-таки сейчас начинает торжествовать здравый смысл. Уже нет такого многообразия учебных программ, неапробированных учебников и пособий. Министерство и комитеты по образованию на местах выбрали все же правильную линию: по многим предметам уже утверждены и учебники, и пособия, и программы. Это радует. Я сторонник традиционной системы обучения. Ведь вспомните, сколько на слуху было много различных новаций: мы работали и по Шаталову, и по Амонашвили, и по Занкову... Ну, не приживаются эти системы. Кое-где еще Занкова, например, применяется - но и всё, остальные забыты. Постепенно, мне кажется, надо возвращаться к традиционной системе. Но, конечно?, с использованием элементов, предложенных педагогами-новаторами, - тех элементов, которые доказали свою эффективность... А вообще, все наладится, - заверил под конец разговора Евгений Шовский. - Да, проблемы есть, и серьезные. Но мы видим, что многие уже реально решаются, и потому в будущее школы я смотрю с оптимизмом.

Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Школа №42
Фото: Ещенко С. П.
Директор школы №42 Евгений Шовский.
Фото: Ещенко С. П.
Директор школы №42 Евгений Шовский.
Галина ДВОРЕЦКАЯ.