Все мы без исключения являемся потребителями жилищно-коммунальных услуг. Но многие ли могут похвастать тем, что читали и имеют на руках договор управления, определяющий количество и стоимость услуг УК, оказываемых собственникам жилья? А между тем оттуда можно почерпнуть много полезной информации. В том числе и такой, которая поможет улучшить качество обслуживания дома и избавиться от лишних поборов.

Такова уж специфика сферы ЖКХ: желающие залезть в карман к потребителю при желании могут найти множество лазеек. Но со временем совершенствуются жилищное законодательство и система контроля, на рынке все больше компаний, которые хотят заниматься именно бизнесом, а не грабежом населения, как это было в период начала реформы. А главное - мы, собственники, становимся грамотнее.

Грамотнее, но, увы, не активнее. Поэтому сегодня основная причина переплат за ЖКУ - это невнимательность и лень, причем как работников жилищно-коммунальной сферы, так и самих потребителей.

Многие читатели с этим утверждением наверняка не согласятся. «Всегда изучаем платежку, прежде чем оплатить», - возразят они. И к ним присоединятся сотрудники расчетных центров, к которым порой целые очереди выстраиваются, чтобы разобраться в начислениях. Все так. Но я ведь недаром упомянула договор управления, которого большинство из нас не то что не читали - в глаза не видели. Впрочем, обо всем по порядку.

Даже если на первый взгляд в платежном документе все чисто и итоговая сумма не вызывает особых подозрений, прежде чем оплачивать выставленный счет, обратите внимание, какие именно цифры и за что набежали в минувшем месяце.

Проверьте соответствие показаний ваших счетчиков, указанных в квитанциях, тем, которые вы передавали в минувшем месяце. Лишний кубометр холодной воды, к примеру, не сделает итоговую цифру платежа шокирующей, но на вашем кошельке скажется. Ошибки могут вкрасться в графу, где значится площадь квартиры. Проверьте: она должна соответствовать той, что указана в документах. Это очень важно, поскольку расчет платы за услугу теплоснабжения делается на основе размера жилой площади, а это львиная доля трат на ЖКУ.

В редакцию «Мурманского вестника» не раз обращались читатели, которым ТСЖ или управляющая компания с упорством, достойным лучшего применения, начисляли платежи, исходя из неверно указанных в счетах квадратных метров, хотя собственники и предъявляли им выписки из Единого госреестра.

В одном случае дело даже до суда дошло, только после этого метраж жилого помещения стали указывать правильно. Но пока шли разбирательства и тяжбы, сумма переплаты достигла нескольких десятков тысяч рублей. И чтобы вернуть их, владельцу жилья снова потребовалось судиться. Так что лучше все-таки вовремя заметить ошибку, если она была допущена.

По той же причине может измениться и сумма оплаты текущего ремонта и обслуживания общего имущества: там тоже все зависит от количества «квадратов». Кроме того, бывает, что управляющая компания увеличивает тариф на свои услуги. Тогда не лишним будет поинтересоваться в расчетном центре, почему это произошло, если, конечно, УК сама не объяснила в платежке. Государство к размеру этого тарифа, в отличие от стоимости коммунальных ресурсов, не имеет абсолютно никакого отношения. Он утверждается на общем собрании собственников по согласованию с управляющей организацией.

Но, к сожалению, в большинстве наших многоквартирных домов с самого начала реформы ЖКХ как-то так повелось, что жильцы не хотят принимать участие в подобных мероприятиях и, увидев в счетах за услуги жилищников более высокие цифры, повозмущавшись некоторое время для порядка, идут их оплачивать.

Между тем государство не зря «придумало» обязательные, в том числе и для собственников, отчетные собрания, которые должны проводиться в конце каждого года. Ведь именно там УК должна отчитаться о своей работе, рассказать, сколько денег жильцов и на что потратила, обсудить возможные претензии с их стороны, а затем принять тариф на будущий год.

Поводов для его увеличения может быть сколько угодно. К примеру, в перечень работ могут включить плату за обслуживание общедомовых приборов учета, которых прежде не было. Или собственники попросят разбить клумбы, установить ограждения.

Но, увы, бывает и так: в тарифе на ремонт и обслуживание обнаруживаются расходы на работы, которые на самом деле не производятся. И вот тут очень полезно было бы заглянуть в договор, который УК заключает с каждым собственником дома. Если на бумаге услуга существует, а на деле ее не оказывают, надо обращаться в компанию с требованием изъять этот вид услуг из текста договора, а затем потребовать перерасчета за весь период, когда взимались лишние деньги. Отказываются - обращаться в контролирующие инстанции и в суд.

Не должны жильцы дома, в котором нет лифта, платить за обслуживание лифтового оборудования. Равно как не имеет права управляющая компания требовать оплаты обслуживания мусоропровода, если такового не имеется. У вас договор с каким-нибудь ИП или ООО, обслуживающим ваш домофон? Тогда в перечне работ, выполняемых УК, такой графе не место. И так далее. Вот почему столь важно иметь на руках договор управления.

Недавно в редакцию позвонила пожилая мурманчанка и пожаловалась:

- У нас в подъезде совсем не убирают! Так мы сами и подметаем, и моем и лестничные марши, и площадки.

- И напрасно, - ответила я ей. - Потому что за оказание этих услуг вы регулярно платите своей управляющей компании. Получается, вы просто систематически выбрасываете деньги.

- А они нам говорят, что у них дворника нет, никто не хочет идти на такой маленький оклад. Что же нам, в грязи сидеть?

В грязи сидеть, конечно, не нужно. Но и оплачивать работы, которые не выполняются, не следует. В конце концов, сухая и влажная уборка подъездов входит в перечень обязательных работ. И если штат УК не укомплектован соответствующим образом, она не имеет права осуществлять управление многоквартирным домом. В таком случае УК должна по заявлению жильцов сделать перерасчет и не взимать плату до тех пор, пока они сами выполняют эти работы.

Возможно, тариф на текущий ремонт и обслуживание слишком низкий, тогда нужно его пересматривать. Но работы должны выполняться. В противном случае, если собственники пожалуются в Госжилинспекцию, а жилищники дважды не выполнят ее предписания, компания может лишиться этого дома.

Суровое наказание может настигнуть и те УК, которые допускают неточности в квитанциях: в соответствии с законодательством к ним могут применить солидные штрафы. При выявлении существенно завышенной суммы платежей жильцу следует прийти в офис управляющей организации и составить заявление на перерасчет.

Честная компания, которая дорожит своим добрым именем, не желающая скандалов и судебных тяжб, признает, что допущена ошибка, и сделает перерасчет, засчитав потребителю переплату в счет оплаты за следующий месяц. Но, к сожалению, чаще всего жилищники отказываются делать перерасчет, ссылаясь на правильность указанных в квитанции начислений. В таком случае нужно написать официальный запрос и отправить его заказным письмом в УК. Если и тогда реакция будет отрицательной, выход один - обращение в суд.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ