В этом году апрель - месяц вручения «Оскаров». Все помнят? Если не все, напоминаю - 25 апреля. Не знаю, когда и где покажут вручение нашему зрителю (если вообще покажут), но 26-го мы будем знать, кому, за что и сколько.

Перед этим предлагаю всем любителям кино устроить, так сказать, небольшой баттл между фильмами. Благо, прокатная ситуация позволяет. С одной стороны - «Уроки фарси» (16+), с другой - «Минари» (16+): премьера обеих картин состоится на этой неделе.

«Уроки фарси» был выдвинут на «Оскар» от Беларуси, попал в лонг-лист, но далее не продвинулся.

«Минари» прошел длинный список, попал в короткий и ныне претендует на шесть золотых статуэток: фильм, сценарий, режиссура, мужская роль, женская роль второго плана и саундтрек. Только из-за следования эстетическим критериям киноакадемии (включающим сюжет про мигрантов-корейцев в США, корейца-сценариста, корейца-режиссера и корейцев-актеров).

«Уроки фарси» - тот редкий случай в киноиндустрии, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Началось с того, что создателям подкинули фальшивые воспоминания о еврее, который прикинулся персом, чтобы выжить в концлагере (когда-то такая же история произошла с фильмом «Сволочи» (16+) - там такой фортель в сценарии выкинул Владимир Кунин). Но создатели ленты сосредоточились не столько на истории, сколько на том, чтобы сделать ее убедительной. В том числе и путем воссоздания гитлеровской повседневности геноцида. Затем возникли трудности с режиссером, но в итоге ленту снял Вадим Перельман - и, на мой взгляд, сделал это не хуже, чем свой дебютный «Дом из песка и тумана» (16+). Ну а потом - не выдвинули на «Оскар». У меня такое чувство, что, если бы «Уроки фарси» все-таки выдвинули, то его никто бы не посмотрел, уже из-за репутации, заработанной «Оскаром» за последние годы. А так - есть надежда!

Что касается «Минари», то это, с одной стороны, типовое кино «Наглядный самоучитель по осуществлению американской мечты для начинающих иммигрантов».

«Минари» (16+).

Шаблон на шаблоне шаблоном погоняет плюс забавная корейская специфика для оживляжа. С другой стороны, еще и самоучитель отечественных творцов - того, как сделать актуальное кино без бюджета, на пустом месте. Которых тема иммиграции интересует лишь как повод сделать очередное пошлое комик-шоу или способ освоить очередной грант.

Ну а пока из наших новинок будем смотреть «Будь моим Кириллом» (6+), очень схожий с советским фильмом «Женатый холостяк» (0+).

 «Будь моим Кириллом» (6+).

Судите сами: «Девушка Саша врет семье, что встречается с красавчиком Кириллом, хотя он - всего лишь ее тренер по бегу. Муж сестры Паша знает правду, но у него и своих проблем хватает. Записавшись вместе на беготерапию, Саша и Паша решают, что смогут убежать от проблем вместе». Не кажется, что мы это все где-то уже видели? Хотя режиссер картины Алла Елисеева дебютирует им в кино, сценарист Анна Макаренкова - тоже (до того они обе работали на телесериалах), так что, может быть, их творению это и простительно.

Блокбастеров на этой неделе не предвидится, но вместо них есть эрзац - «Мортал Комбат» (18+).

«Мортал Комбат» (18+).

Почти два часа рукопашных боев в различной аранжировке (в том числе с использованием визуальных эффектов) и с прокатным рейтингом «R/18+» - чем не блокбастер? Правда, содержательного смысла во всех этих мортал комбатах, начиная с самого первого… Ну а какой смысл в любом современном блокбастере, в том же нолановском «Доводе» (16+)?

Фильмы ужасов на этой неделе представлены любопытными экземплярами. «Препод: история Галатеи» (18+) - исландский фильм ужасов. Исландский, а не ирландский! Может возникнуть вопрос, откуда в стране с общим населением с Мурманск деньги на кинопостановки, но вот как-то нашлись (и как-то периодически находятся уже лет сорок).

«Препод: история Галатеи» (18+).

Справедливости ради, бюджет у «Препода…» небольшой, и известных актеров в нем нет. По сюжету - «Бессонница» (16+) Нолана, скрещенная с «Шоссе» (18+) Мэтью Брайта: психологический поединок с маньяком, который, однако, ведет не полицейский, а его жертва. Рейтинг imdb невысокий, 5,1/10, но для таких лент это не показатель: в таком жанре все нестандартные работы оценивают подобным образом.

«Кинотеатр кошмаров» (18+) - киносборник, снятый по образцу таких же киносборников, модных в 80-е - 90-е годы прошлого века.

«Кинотеатр кошмаров» (18+).

Но самое удивительное, что режиссер одной из новелл, вошедшей в киносборник, был как раз в 80-е - 90-е годы в большой моде: это не кто иной, как Джо Данте (помните «Гремлинов», 16+?). Из остальных режиссеров киносборника - Мика Гарриса, Дэвида Слэйда, Алехандро Бругуеса и Рюхэя Китамуры - на мой взгляд, выделить стоит только Рюхэя Китамуру, который, пускай и в очень узком кругу, но культовой славы все-таки добился. Рейтинг imdb у «Кинотеатра…» повыше, чем у «Препода…», но тоже невысокий - 5,5/10. И это тоже может объясняться предубежденностью перед жанром. Киномеханика в фильме играет Микки Рурк, что симптоматично, учитывая, какой колоссальный разрыв бывал в качестве ролей у самого Рурка.

Для детей же приготовлен мультфильм «100% волк» (6+). Его создатели явно смотрели «Волчонка» (12+) с Майклом Джеем Фоксом, но постарались его обыграть по-своему: «Наследник семьи оборотней Фредди Люпин отчаянно желает стать как предки.

«100% волк» (6+).

Но на 13-й день рождения его ждет шок, ведь он оборачивается не волком, а… пуделем». Впрочем, рекламный слоган нас успокаивает: «Каждая собака в душе волк». Даже если она пудель.

Графика здесь - изрядно надоевшая трехмерка: неудивительно, зная, что «100% волк» снят в австралийско-бельгийской копродукции. Где им хороших художников-аниматоров в стилистике двумерной мультипликации-то взять? И опять-таки, и тут с imdb не слава богу - 5,7/10. Однако в Австралии мультфильм имел успех - в конце прошлого года там по его мотивам запустили одноименный анимационный сериал, и оценки критики также в общем были скорее положительные.