Как известно, величайшей гордостью и культурным достоянием нашей страны является Государственный академический Большой театр России, попросту - Большой театр. Несмотря на почти легендарную популярность в качестве непременного элемента всевозможных фольклорно-рукотворных анекдотов, шуток и крылатых выражений, это вполне реальное, хотя и действительно почти легендарное, театральное учреждение.

Меч короля Артура, он же Экскалибур - чистой воды миф. Но он так часто упоминался, а зачастую и детально описывался в самых разнообразных произведениях различной степени литературности, что, как и его хозяин, стал вполне реальным, хотя на деле, наверное, никогда и не существовал. Как говорили классики, идея становится силой, даже если она овладевает флегматичными англосаксонскими массами.

Так что встречаем на этой неделе две главные киноновинки! Первая - это «Большой», очередной кирпичик в образ Величайшего Театра Мира, другой - «Меч короля Артура», то же самое, но по отношению к мечу и королю. В обоих случаях замах был на нечто исключительное, и в обоих случаях удар в различной степени не отвечал замаху. Попробуем разобраться, почему.

«Большой» - очередное изделие отечественного производства. Режиссер Валерий Тодоровский, чьи фильмы всегда вызывают большой интерес, в связи с чем чисто профессиональное качество нам гарантировано. Итак, что же в «Большом» ожидалось, кроме учебного материала для студентов ВГИКА? Нечто вроде «Приходите завтра» на современном балетном материале с оттенками «Черного лебедя», «Одержимости» и «Пианистки». А в итоге?

Тодоровский отбросил в сторону всевозможные легенды, мифы и анекдоты. «Вперед к реальному Большому!» - стало девизом создателей. А вышла ужатая до кинопрокатного размера балетная «Оттепель». В чем единодушны и сторонники, и критики - Тодоровский слишком сжился с телеформатом, чтобы безболезненно вернуться к кино. Сильнее всего, по их мнению, пострадал стиль повествования, кажущийся временами чересчур сумбурным.

Дальше - традиционные комплименты: «великолепная режиссура Тодоровского, отличная игра непрофессиональных актеров - артистов балета, среди которых блистает Алиса Фрейндлих», только в одном случае это обрамляется «несмотря на» и «фильм не стал событием», в другом - «все же» и «фильм стал событием». Резюмируя, «Большой» - лента незаурядная. По крайней мере на уровне попытки.

«Меч короля Артура»

В отличие от «Большого» «Мечу короля Артура», судя по резко отрицательным первым отзывам, величие не суждено даже на уровне предположения. Постфактум, конечно, все можно объяснить. Некто наивный (смотрите в списке продюсеров «Меча…») обзавелся лишней сотней миллионов и решил дать его Гаю Ричи, чтобы он снял за эти деньги очередного «Шерлока Холмса».

И Гай Ричи вместе «с друзьями с района» таки сняли очередного «Шерлока Холмса» с Чарли Ханнэмом («Затерянный город Z») в роли Артура, представшего в облике средневекового вождя лондонских гопников. Четверть века назад это же - «Робин Гуд: Мужчины в трико», еще раньше - «Монти Пайтон и Святой Грааль», и то и другое справедливо считалось пародийными комедиями. Гай Ричи снял то же самое. Среди персонажей «Меча…» (напомню, это Северная Европа, раннее Средневековье) внезапно обнаруживаются вперемешку с кельтами, германцами и викингами герой Джимона Хунсу (афро-неизвестно кто) и какие-то толпы китайцев (за несколько сот лет до открытия пути в Китай!).

Вот только Ричи снял всех этих афрорыцарей и азоробингудов на полном серьезе.

Теоретически несомненный плюс картины - участие Эрика Баны, Джуда Лоу (играет главного злодея) и Дэвида Бэкхема в роли камео. Практически же излюбленная манера работы Гая Ричи с актерами - бросить в материал, как новорожденного щенка в воду: попробуйте догадаться, кто из них здесь сумеет выплыть!

«Прочь»

Новинки меньшего масштаба - «Прочь», черная комедия про черные проблемы, и «Доспехи Бога: В поисках сокровищ» - новогодний «голубой огонек» с Джеки Чаном и его друзьями-каскадерами. Первая лента - сенсация американского проката, не только многократно окупившая свой бюджет (что немудрено при всего лишь пятимиллионных затратах), но помимо прибыли, собравшая и огромное количество положительных рецензий и семь номинаций на премию телеканала MTV.

Картину поставил популярный телевизионный стенд-ап комик Джордан Пил на достаточно простой и тривиальный сюжет: парень приезжает знакомиться с семьей своей девушки. Правда, парень - негр, девушка - белая, и эту ситуацию ее семья воспринимает настолько неадекватно, что в некоторых обзорах фильм назвали хоррором, а в прокате поставили рейтинг R («дети до 16 в сопровождении родителей»).

«Доспехи Бога»

Что же касается «Доспехов Бога: В поисках сокровищ», то они от первых классических ничем не отличаются, за исключением одной детали - Джеки Чану уже седьмой десяток лет, потому там, где раньше была невероятная ловкость и неимоверный авантюризм, теперь паутина страховок и компьютерная графика. В отрицательном контексте сравнение с «голубым огоньком» и Примадонной напрашивается. Хвалящие, однако, в ответ кладут козырный аргумент: «Джеки Чан и в 70 лет останется Джеки Чаном!». С этим действительно не поспорить. К тому же в новом фильме локацией приключений стала Индия, где герои Джеки бывали очень нечасто, с его режиссером Стенли Тонгом он сотрудничал еще в столь же легендарные времена первых «Полицейских историй»… Ну да, гонконгские «Старые песни о главном». А что, кто-то против?