Закончившийся на днях Венецианский кинофестиваль, по общим отзывам критиков, особой сенсации в мире кино не сделал. Причем «не сделал сенсации» - это еще мягкий отзыв, кое-кто говорит прямо - «был очень скучным».

Например, специальные призы за вклад в кинематограф были вручены Роберто Бениньи и Джейми Ли Кертис. Награду Бениньи еще можно понять. Его фильмы и роли - лучшее, что осталось в итальянском кино от легендарной «комедии по-итальянски». А Венецианский фестиваль - это, как ни крути, фестиваль итальянский. А вот какой выдающийся вклад обнаружили за Джейми Ли Кертис, актрисы неплохой, но посредственной и по таланту, и по картинам, в которых она снималась, - загадка. (Кто-то сомневается? Отсылаю к трем лучшим ее картинам - «Хеллоуин» (16+), «Рыбка по имени Ванда» (16+) и «Чумовая пятница» (12+).

Впрочем, если считать, что главное в Венеции - то, что это последний крупный европейский фестиваль перед номинацией на «Оскар», все встает на свои места. Будем ждать «Оскара» за вклад в киноискусство для Джейми Ли Кертис (по американским меркам, вполне справедливо). И понятным становится, почему приз за лучшую женскую роль в Венеции внезапно получила Пенелопа Крус, сыгравшая в картине «Параллельные матери» (16+) Педро Альмодовара.

«Параллельные матери» (16+).

«По гамбургскому счету», этого случиться не было должно: Пенелопа Крус у Альмодовара играет уже несколько десятков лет одних и тех же героинь. Да и сам Альмодовар, при всем уважении к его таланту, в последнее время снимает один и тот же фильм. С другой стороны, если считать, что именно этот приз по сути и есть награда за вклад в киноискусство - почему нет?

Иными словами, двадцать лет назад у Альмодовара был фильм «Все о моей матери» (18+), получивший «Оскара» как лучшая иностранная лента. И в нем роль второго плана исполнила Пенелопа Крус. Сейчас пришло время продвигать картину «Параллельные матери» (16+), где у Крус - роль главная.

Ну а теперь от венецианского артхауса обратимся к венецианским блокбастерам. Самыми громкими премьерами из лент этого разряда стали биографическая драма «Спенсер: тайна принцессы Дианы» (12+) с Кристин Стюарт в главной роли, историко-приключенческий боевик «Последняя дуэль» (16+) Ридли Скотта и космическая опера «Дюна» (12+) Дениса Вильнева. Прокат «Спенсер: тайна принцессы Дианы» (12+) в России планируется в ноябре, «Последней дуэли» (16+) - в конце октября. А вот «Дюну» (12+) в нашей стране - и в Мурманске! - можно будет увидеть уже на этой неделе. Так что эхо Венецианского кинофестиваля станет самым громким для местного кинопроката.

Сюжет «Дюны» (12+), думаю, все уже знают. Поэтому остановимся немного на другом - почему эту ленту стоит (ну, или не стоит) посмотреть. Режиссер Денис Вильнев в избранном им в кино жанре фантастики уже достиг положения живого классика. С другой стороны, «Дюна» (12+) для кинофантастики - это примерно как «Мастер и Маргарита» (16+) для кинобулгаковианы до сериала Бортко. Самая знаменитая экранизация «Дюны» (12+)… не была снята. Ее собирался сделать в начале 1970-х чилийский режиссер Александр Ходоровски, к проекту было привлечено солидное финансирование, однако не сложилось. В процессе создания этого так и неснятого фильма возникло столько прорывных идей, что знатоки жанра единодушно считают его этапным для кинофантастики.

«Последняя дуэль» (16+)

Еще две «Дюны» (12+) были сняты в 1984 году - фильм Дэвида Линча и в 2000-м - мини-сериал Джона Харрисона. Обе считаются неудачными, причем свою «Дюну» (12+) провалом считает и сам Линч. Но вместе с тем зрительский рейтинг у них не так уж и низок: в среднем на различных киносайтах 6-7 баллов по десятибалльной шкале.

Если же от кинематографа обратиться к литературному первоисточнику «Дюны» (12+), роману Фрэнка Герберта, то для жанра научной фантастики у него примерно такое же значение, как у «Мастера и Маргариты» (16+) - для русской литературы XX века. К тому же Херберт написал не только «Дюну» (12+) и ее продолжения, но и еще с десяток превосходных романов, ни один из которых внимания кинематографистов не привлек. Или пока не привлек? Думаю, зависит тут все от успеха или неудачи «Дюны» (12+) Вильнева.

«Спенсер: тайна принцессы Дианы» (12+).

Другая новинка - полнометражный мультфильм «Литл Гром» (0+) - тоже экранизация, но не романа, а детского французского комикса «Якари» (0+). Он о приключениях мальчика-индейца Якари, обладающего даром разговаривать с животными. Кстати, в оригинале мультфильм, снятый в копродукции Францией и Германией, так и называется - «Якари» (0+). По поводу двуязычного названия для российского проката все вопросы к дистрибьюторам. «Якари» (0+) - самый популярный европейский комикс для детей, это уже его третья экранизация (как и в случае с «Дюной» (12+). Первая была фильмом, вторая - сериалом. Все три критики встретили сдержанными, но похвалами. Так что для своей аудитории «Литл Гром» (0+) сделан вполне на уровне.

«Литл Гром» (0+).

Ну а если вы не ребенок, чем вас может привлечь «Литл Гром» (0+)? Тем, что это не 3D, а 2D-анимация. Забудьте на время, что анимация в XXI веке - это только 3D, и представьте себе, что будет, если опять вернется старое доброе 2D. Например, на таком художественно-техническом уровне, на каком сделан «Литл Гром» (0+). Хотя это, разумеется, далеко не предел.