Неизвестно, кому пришла в голову гениальная идея постановки фильма «Робин Гуд: начало». Особенно, если учесть кислый коммерческий результат предыдущего «Робин Гуда», снятого Ридли Скоттом. В США на первом уик-энде «Робин Гуд: начало» резко пошел вниз (случайно ли?) и, скорее всего, войдет в десятку коммерческих неудачников года. Это не римейк и не сиквел, хотя герои «…Начала», а отчасти и сюжет, просто-таки слизаны со всех прежних «Робин Гудов», начиная с «…Принца воров». Нужны ветераны крестовых походов? Будут! Во главе с Робином из Локсли (Тэрон Эджертон)! Нужен темнокожий герой? Будет вам темнокожий герой в виде слуги-мавра (Джейми Фокс).

Может быть, создатели нового «Робин Гуда» по ошибке сняли свой фильм по сценарию пародийной комедии «Робин Гуд: мужчины в трико»? А когда все обнаружилось, отступать было поздно? Что ж, учитывая, что во все это действо вбухали сто миллионов долларов (одним из продюсеров, кстати, был Леонардо Ди Каприо), это похоже на правду. Другого объяснения у меня просто нет.

Конечно, как и всякая крупнобюджетная голливудская постановка, фильм не настолько плох, чтобы на нем заснуть. Хотя, на мой взгляд, откровенный римейк «…Мужчин в трико» смотрелся бы гораздо лучше этой застенчивой вампуки.

Вообще же недостатки «Робин Гуда: начало» типичны для любого современного блокбастера. Ведь стандартный голливудский хит XXI века - винегрет из визуальных эффектов, боевых сцен и гэгов в духе традиционного стендапа. Главной задачей сценариста (и режиссера) в таких условиях становится смешать этот винегрет в единое повествовательное целое.

Такой подход не нов, идет еще от немого кино. Эйзенштейн называл его «монтажом аттракционов». Вот только результаты он дает, лишь если за спиной создателей стоит мощная киноиндустрия и немалый бюджет - да и то не всегда.

«Эллиот»

Обратимся от «Робин Гуда…» к другой новинке - «Эллиоту». Это полнометражный мультфильм рождественской тематики: Эллиот - маленькая лошадка с большой мечтой. Эллиоту так хочется занять место одного из северных оленей в упряжке Санты и дарить детям радость! У него есть всего 3 дня, чтобы доказать окружающим, что он достоин стать одним из них и так далее. Российские новогодние утренники ставят по пьескам примерно такой же драматической глубины.

Для «Диснея», впрочем, сделать кассовый хит на такой основе - не проблема… Вот только снят «Эллиот» в Канаде. Верите ли вы, что канадским мультипликаторам хватит мастерства, чтобы наполнить штампованный сценарий качественными «аттракционами», как у Диснея? Лично я допускаю, но сомневаюсь.

«Все или ничего»

Монтаж аттракционов знаком и отечественным кинематографистам. Иногда они даже пытаются, воспользовавшись сценарием a la Голливуд, снять нечто подобное. И вот что получается на практике - в комедии «Все или ничего» Дмитрия Суворова и хорроре «Проводник» Ильи Максимова, премьера которых также состоится на этой неделе.

«Все или ничего»: «Трое менеджеров-неудачников объединяются… в попытке свергнуть обнаглевшего начальника, который безбожно обворовывает компанию. Друзья разрабатывают экстремальный план, как выкрасть 50 миллионов у босса и восстановить справедливость».

А теперь представьте это в какой-нибудь реальной российской конторе. Так и хочется спросить: Суворов, вы в какой стране живете?

«Проводник»

«Проводник»: «…Катя обладает мистическим даром: она видит призраков. Когда пропадает ее сестра-близнец, девушка бросается на поиски. В полиции настаивают, что сестры вообще
 не существует, что она - плод Катиного больного воображения».

Фильм спродюсирован российским отделением американской кинокомпании «XX век - Фокс». И именно в США, где единственный документ большинства населения - водительские права, такой сюжет вполне возможен. А в России - прикиньте, сколько баз данных нужно очистить, чтобы для полиции исчезнувшая сестра из «Проводника» действительно исчезла. Илья Максимов, вы когда последний раз ходили за справками?

Да, не спорю, в США и из такого наловчились делать конфетку. При бюджетах в сто миллионов аттракционы снимать легко! А вот когда фильм, как в России, снимается за миллион долларов, в грядущий успех лент Суворова и Максимова как-то не очень верится.

Между тем можно снимать и по-другому - по-европейски. Как в самых резонансных фильмах конкурсной программы Венецианского фестиваля - «Братья Систерс» и «Суспирия», чья российская премьера также состоится на этой неделе.

«Братья Систерс»

«Братья Систерс» по жанру - вестерн, действие его происходит в Калифорнии в середине позапрошлого века. Вот только погружен этот вестерн в европейский экзистенциальный контекст - как будто Калифорния это на самом деле не США. Притом что все приметы жанра - от странствий по прерии до перестрелок в салунах - здесь сохранены, так же как и все классические герои. В Венеции лента вызвала настоящий восторг, хотя и была награждена только призом за режиссуру.

«Суспирия»

«Суспирия» вызвала гораздо более разноречивую реакцию. Однозначно «за» высказался Тарантино, назвавший ленту шедевром. Однако на фестивале она понравилась не всем и была награждена лишь второстепенным призом за лучшую музыку. По жанру это хоррор, римейк одноименной ленты итальянского классика жанра Дарио Ардженто о маньяке, убивающем студенток хореографического училища. Первоисточник - очень красивое кино. Римейку также никто не отказывает в красоте независимо от своего отношения к картине в целом.

Ну а для любителей кино в России «Суспирию» можно посмотреть и под таким углом: как в XXI веке снять хороший фильм, если у тебя нет денег на аттракционы по-голливудски.