Помните легендарный шедевр Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (16+), снятый в 1984 году? Герман, стремясь высказать все, что у него накипело на душе по поводу ностальгии по 30-м, что расцвела тогда в СССР бурным цветом, поставил антиностальгическую картину о той эпохе.

Парадоксально, но в итоге фильм Германа получился даже более мечтательным в отношении предвоенного десятилетия, чем снятая уже в перестройку «Завтра была война» (12+) Юрия Кары.

На этой неделе на экраны выходит не менее замечательная, по крайней мере, по духу лента, чем «Мой друг Иван Лапшин». Это «Прошлой ночью в Сохо» (18+) Эдгара Райта.

Да-да, вы наверняка догадались, что «Прошлой ночью в Сохо» - тоже антиностальгия, только уже не наша. Но вот по какой стране и по каким годам?

Поразительно, но англичанин Эдгар Райт решил вытащить на свет божий все возможное непотребство, которое было в Лондоне 1960-х! В Лондоне битломании, хиппи и мини-юбок. В Лондоне рок-н-ролла и молодого Шона Коннери.

Как сказали бы в те же 60-е: «Да как этот безродный космополит посмел посягнуть на святыни нашей культуры?».

Не менее любопытен и сценарий. Не столько сюжетными поворотами (они в принципе не особо оригинальны), сколько авторским подходом к тому, какую грань этих сюжетных поворотов в первую очередь осветить. Юная девушка из глухого английского «замкадья», здесь это Корнуолл, приезжает в Лондон, чтобы поступить в колледж моды. Относятся к ней здесь так же, как ко всем понаехавшим в более известной нам столице: наблюдать и сравнивать, это отдельное удовольствие от «…Сохо».

Примерно в середине картины начинается хоррор a la «Сияние» (18+) Стивена Кинга. Что удивительно, более жуткий и драматургически гораздо более изобретательный, хотя временами столь же нудный, как у Кинга. Зато задуманный и снятый чисто по-английски, с привидениями, живущими в старых домах. Такими милыми, такими стильными и такими страшными!

Что еще нужно держать в уме, когда смотришь «…Сохо», - помнить, что с точки зрения современной европейской идеологии все европейские мужчины 60-х были гендерными шовинистами. Райт это тоже держит в уме и время от времени зрителю это напоминает от лица главной злодейки фильма. Да-да, «Прошлой ночью в Сохо» не обошлось без натуральной злодейки, очень кровожадной, циничной и до абсурда (сознательного) политически корректной.

Если же говорить о главных чисто кинематографических плюсах, то их тут два. Первый - это невероятная Аня Тейлор-Джой. И если кто-то согласен с премией «Эмми», которой Аню наградили за сериал «Ход королевы» (18+), я ему «Прошлой ночью в Сохо» настоятельно рекомендую.

Второй - режиссура Эдгара Райта. Отзывы о ней есть и положительные, и отрицательные, но нужно помнить, что Эдгар Райт - тот самый, который до того снял «Слишком крутые легавые» (16+), «Зомби по имени Шон» (16+) и «Армагеддец» (18+): образцовые английские комедии. В то время как «Прошлой ночью в Сохо» - самый настоящий английский хоррор. Чтобы вот так, целиком и полностью развернуть все свои творческие привычки и вкусы, нужна по крайней мере незаурядная сила духа.

Говорят, впрочем, что в этой ленте есть еще одно немаловажное достоинство. Увы, в связи с собственным невежеством в этой сфере я его ни подтвердить, ни опровергнуть не могу, но все же упомяну, - гениальный саундтрек. Эпитет «гениальный» не мой - он встречается почти в каждой рецензии на картину Райта, где речь заходит о звуковой дорожке.

Еще одна новинка недели не менее, если не более ностальгична, чем «Прошлой ночью в Сохо», но уже абсолютно в своем стиле. В каком - думаю, ясно станет уже по названию: «Обитель зла: Раккун-Сити» (18+).

«Обитель зла: Раккун-Сити» (18+).

Отзывов на эту ленту появилось уже предостаточно, отрицательных - больше, чем положительных, однако, чтобы правильно понимать их действительный смысл, на мой взгляд, нужно знать, какие творческие сверхзадачи ставили перед собой создатели этой ленты.

Несколько лет тому назад автор этих строк написал рецензию на «Обитель зла» (18+) 1996 года. Ту самую, с Миллой Йовович, снятую Полом Андерсоном. Не хвалебную, но и не критическую, а такую, где все достоинства и недостатки этого фильма видны были в кинематографическом измерении. И закономерно получил три тонны дизлайков. Поскольку для фанатов игры Resident Evil самая святая вещь в мире кино - это «Обитель зла» 1996 года.

Так вот, «Обитель зла: Раккун-Сити» снято именно для такой аудитории. Ну, вы можете себе представить специфику кинематографа, в котором величайший режиссер - это Пол Андерсон, величайшая актриса - Милла Йовович, а вершина драматургии - сценарий игры Resident Evil. И все статьи, положительные и отрицательные, о новой «Обители зла…» как раз для таких людей и написаны. А не для обычных зрителей.

Формально же перед нами перезапуск «Обители зла» 96-го. Миллу Йовович заменила Кая Скоделарио («Бегущий в лабиринте», 16+), Пола Андерсона - Йоханнес Робертс («Синяя бездна», 16+). Главный плюс, его отмечают все, независимо от отношения к новой «Обители…», - концептуальная изобретательность в творении различных монстров. Хотя грим и спецэффекты «…Раккун-Сити» больше ругают, чем хвалят.

Напоследок премьера для детей. Таковой, несмотря на «взрослые» «6+» прокатной категории, безусловно, является анимационная лента «Энканто» (6+).

«Энканто» (6+).

Потому что «Энканто» - это «Уолт Дисней пикчерс».

Как известно, критиковать что-либо, произведенное «Диснеем», бессмысленно: зрители «Диснея» вас не поймут, а не зрители и так смотреть не будут. Но я все-таки упомяну про главный недостаток «Энканто» - это 3D-анимация. На мой взгляд, 3D в анимационном искусстве уже лет десять как зашло в полный и безнадежный тупик, и потому вся без исключения 3D-анимация последнего времени - это все, что угодно, только не искусство.

Ну а так… «В горах Колумбии в глухом местечке Энканто живет удивительная семья Мадригалов. Каждый ребенок в этой семье обладает тем или иным уникальным даром - от суперсилы до способности исцелять. За одним исключением - юная Мирабель полностью лишена какого-либо дарования. Однако именно Мирабель оказывается единственной, кто может спасти и свою необычайную семью, и ее необычайный дар сверхспособностей».

Понятно уже по синопсису, что с анимацией Миядзаки (хотя бы с «Ведьминой службой доставки», 6+) «Энканто» не сравнится, я уж не говорю про «Снежную королеву» (0+) Льва Атаманова. Но, как было сказано, «Энканто» сделано не для тех, кто знает про Миядзаки и Атаманова. А для тех, для кого анимационное искусство с «Диснея» начинается и «Диснеем» же заканчивается. В самых младших зрительских возрастах это где-то в районе 90 процентов.