Иногда создается впечатление, что главным профессиональным умением среди современных кинематографистов, особенно работающих для ТВ, считается умение развлечь. Но вот на этой неделе есть у нас кино и для умных людей.

Но сначала по традиции - несколько слов о тех новинках, которых в кинотеатрах не будет, но которые порой заслуживают всяческого внимания.

«Предпоследняя инстанция» (12+) - редчайший пример удачного российского комедийного сериала, да еще и в интригующей жанровой форме юмористической эзотерики. Наш ответ «Догме» (16+) - повествование о буднях некоего потустороннего учреждения (служат в нем не ангелы и не бесы, а самые обычные люди!), занимающегося распределением душ - кого в ад, кого в рай.

Сразу должен со вздохом признать - энергии и воображения драматургам здесь хватило только на половину шоу, дальше все явно шло по инерции. Но даже и неудачные новеллы смотреть интересно - из-за хорошего чувства юмора создателей.

И еще один плюс «Предпоследней инстанции» - здесь нет «рыжих». Согласитесь, в современной комедии с так называемыми «рыжими клоунами» и «рыжим юмором» даже не перехлест. Так вот, этот сериал - царство «белых клоунов». Причем «белые» тут даже те, кого обычно мы привыкли видеть «рыжими», - Ирина Розанова и Николай Фоменко. Впрочем, есть и «рыжий» - это Павел Прилучный и его герой.

Ну и вишенка на торте для всех любителей кино - спродюсировали постановку «Предпоследней инстанции»… братья Андреасяны! Да-да, главные герои отечественного комедийного трэшеделия внезапно взялись за ум.

Повторюсь, шедевром «Предпоследняя инстанция» не выглядит ни в коем разе. Но, с другой стороны, о нем не стыдно сказать, что смотрел, и не без удовольствия.

Другая редкость - норвежский фильм ужасов «Паранормальные» (18+).

«Паранормальные» (18+).

Снят он был еще летом, с успехом прокатился по жанровым кинофестивалям, откуда вернулся с охапкой разнообразных призов, а поздней осенью крайне ограниченно его показывали и в России (до нашего региона не дошел). Прокатчиков можно понять - бюджет у «Паранормальных» микроскопичен: декорацией является норвежский спальный район (такие же «рощи девятин», как и у нас), а спецэффекты сделаны даже не на коленке. Однако ценителям жанра я «Паранормальных» (imdb.com - 7/10) рекомендую настоятельно. В первую очередь, из-за сценария: драматургия здесь не отпускает до самого последнего кадра. Ну и потому, что «Паранормальные» - кино на самом деле страшное, и рейтинг «18+» ему дан не за «мясо», а именно из-за иррационального ужаса, внушаемого некоторыми эпизодами.

Лично для меня самым жутким было, что все главные герои здесь, и самые положительные, и самые отрицательные - дети. Дети того самого возраста, когда они не ведают добра и зла. Возраста «Чучела» (12+). Если не смотрели эту работу Ролана Быкова, сделайте это, и не пожалеете, и многое поймете и про «Паранормальных».

Теперь о том, что до мурманских кинотеатров дошло.

«King’s Man: начало» (18+) - самая высокобюджетная и, безусловно, самая остроактуальная новинка недели.

«King’s Man: начало» (18+).

Внешне - ничего особенного: третья часть британской франшизы о некоей секретной службе King’s Man (экранизация британского же комикса) со средним франшизным рейтингом 7/10. В общем, типичная развлекательная скука для тех, кто тоскует по Джеймсу Бонду.

Но! Как сообщает реклама, рабочим названием «King’s Man: начало» было «Большая игра». Большая игра - понятие, принятое среди историков, востоковедов и политологов эпохи соперничества Англии и России в Средней Азии. А вот что нам сообщает синопсис картины: «…Один из самых талантливых оперативников в истории организации King’s Man - Конрад, сын герцога Оксфордского. Он мечтал служить на благо Англии и оказался втянут в тайный мир шпионов и убийц.»

И оказался с оперативным заданием: действие ленты происходит во время Первой мировой войны в предреволюционной России.

«Лакричная пицца» (18+) - потенциальный рейтинговый чемпион недели (imdb.com - 7,9/10, на сегодня).

«Лакричная пицца» (18+).

Ностальгическая музыкальная молодежная комедия, действие которой происходит в Калифорнии 1970-х, да еще и снята признанным классиком жанра ретро Полом Томасом Андерсоном. Сюжет - традиционный для ретро: юноша хочет стать кинозвездой, едет в Голливуд, здесь случайно знакомится со знаменитым продюсером, а попутно - с одной красивой девушкой… и так далее.

В главных ролях - никому не известные Купер Хоффман и Алана Хаим, зато во второплановых - Том Уэйтс, Брэдли Купер, Джон Си Райли и Шон Пенн, которых представлять не надо.

Еще одна новинка с Шоном Пенном - «Фальшивомонетчик» (16+).

«Фальшивомонетчик» (16+).

Пенн здесь не только актер, но еще и режиссер, к тому же он в «Фальшивомонетчике», как иронически пишут СМИ, «вывел прогуляться» обоих своих детей, дочь Дилан и сына Хоппера. По жанру «Фальшивомонетчик» - криминальная драма, причем именно драма, хотя и основанная на биографии прославленного своими уголовными подвигами американского мошенника. Картина участвовала в главном конкурсе последнего Канна, ничего там не завоевала и в целом критиками была принята кисло. Может быть, потому, что от «Фальшивомонетчика» ждали чего-то вроде «Аферы» (18+) или «Поймай меня, если сможешь» (12+), а не социально-критического повествования, где криминальная интрига - только фон.

(К слову, в США сейчас социально-критическое кино - писк моды. Один из самых рейтинговых сериалов только что миновавшего осеннее-зимнего сезона - «Уборщица. История матери-одиночки», 18+!)

Узнав, что на экраны выходит «Крик» (18+), и это никакой не повторный прокат легендарной ленты 1996 года, а пятая часть франшизы, к которой поленились даже добавить номер, я мог только воскликнуть: «Жив курилка!»

«Крик» (18+).

Чего можно ожидать от этого «Крика», который вовсе не тот «Крик», даже для самых преданных поклонников хоррора ясно уже по синопсису: «Спустя 25 лет после серии жестоких убийств очередной маньяк начинает преследовать группу подростков, раскрывая опасные секреты прошлого».

И под стать этому «Крику»-не-«Крику» выглядит детский анимационный фильм «Даже мыши попадают в рай» (6+): «Два смертельных врага, мышонок и лис, которые после несчастного случая оказываются в раю для зверей. Здесь они становятся лучшими друзьями. Их мечта не разлучаться после возвращения в земной мир сбывается, но мышонок и лис меняются ролями…»

«Даже мыши попадают в рай» (6+).

Ясельная вампука? Возможно. Хотя нелишне упомянуть, что «Даже мыши попадают в рай» - европейская копродукция, где первую скрипку играли чешские аниматоры. А чешская школа анимации пользовалась культовой славой еще во времена социалистической Чехословакии.

А Европейская киноакадемия номинировала эту картину, наряду с «Легендой о волках» (6+) Томма Мура, на премию «лучшая анимация 2021 года».

Так что мало ли что там маркетологи в синопсисах понапишут!