Нет худа без добра: благодаря карантину начинаешь лучше понимать модернистскую литературу, будь то отечественная «Старуха» Хармса или английское «В ожидании Годо» Беккета.

На дворе июнь, и все кинозрители мира в ожидании, когда наконец ковид-старуха уйдет и придет Годо-июль. Общие ожидания в киноотрасли: именно в июле, предварительная дата - 16-го, откроются кинотеатры. На 23-е запланирована премьера «Мулана» (киноверсии полнометражного мультфильма, 6+), а на 30-е - «Довода» (очередного фантастического триллера Кристофера Нолана, 18+).

«Довод» (18+).

Из того что вышло в июне, выделю сериал «Чики» (18+), отмеченный множеством положительных рецензий. В целом они сводились к тому, «как хорошо создатели знают жизнь в провинции». Примечательно, что авторы похвал живут во всяком случае отнюдь не там, где героини «Чик» (проститутки на трассе) - не на Кубани и не в провинции, это же касается и режиссера Эдуарда Оганесяна.

«Чики» (18+).

Технически «Чики» сняты вполне достойно (продюсер - Федор Бондарчук), актерский состав тоже вполне приличный и даже оригинальный (Ирина Горбачева, Виктория Толстоганова и даже Ютуб-комик Инженер Лапенко в роли второго плана). Однако, если в сериале все провинциальные мужчины - бандиты, а все женщины - исключительно легкого поведения, вызывает вопросы. Например, в США про свои провинции таких сериалов не снимают. И в Европе тоже. Зато вот у нас - пожалуйте!

Сейчас о том, что у нас уже снято, уже готовится к выпуску и, если не в июле, то во всяком случае выйдет.

«Петровы в гриппе» (16+) - экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», сделанная Кириллом Серебренниковым. Странно, но, хотя фильм еще не смонтирован, и положительные, и отрицательные отзывы уже тут как тут. Видимо, потому, что и роман есть в открытом доступе, и Серебренников в ходе съемок успел в своем театре «Гоголь-центр» поставить спектакль по роману, да и вообще это не режиссер-дебютант, так что ориентироваться в оценках есть на что. Лично я думаю, что «Петровы в гриппе» не шедевр, но заслуживает внимания. Вообще, все предшествующие картины Серебренникова сделаны на крепком среднем уровне.

«Петровы в гриппе» (16+).

В чем сложность с «Петровыми…»? Судебный процесс по обвинению Серебренникова в присвоении государственной субсидии не завершился, и на этот момент не известно, чем завершится. С другой стороны, у романа Сальникова есть не очень большой, но заметный круг горячих поклонников. А значит, будет очень трудно ожидать объективности в оценках фильма.

Две биографические ленты сняли отец и сын Учители. Алексей Учитель (старший) - «Цой» (16+), Илья Учитель (младший) - «Стрельцов» (6+). Между прочим, кинематографическая карьера Алексея Учителя как раз и начиналась с ленинградской рок-тусовки (его первая лента, вышедшая в широкий, еще советский прокат - документальный фильм «Рок»). Так что «Цой» - это не чистый фильм-биография, как «Лето» (18+) Серебренникова, а вперемешку с личными воспоминаниями. Еще одна особенность - временем действия избран 1990-й, год гибели Цоя, а главный ее герой - не сам музыкант, а водитель автобуса-«Икаруса». Того самого «Икаруса».

«Стрельцов» (6+).

И наоборот, «Стрельцов» - биографическая лента в самом классическом стиле. Знаменитого советского футболиста играет Александр Петров, консультантами выступили Александр Мостовой и Юрий Белоус, а сама лента вообще была запланирована на апрель. Но наступила эпидемия, и… «Стрельцов» до сих пор находится в отложенном состоянии. Формально в июльских планах его нет. Однако, так как картина уже давно готова, ничто не мешает «Стрельцову» в июле нежданно-негаданно появиться.

Внезапно оживилось и такое направление фильмов ужасов, как «русский хоррор». Кстати, слово «русский» в названии субжанра условное: к «русскому хоррору» относится и украинский «Вий» (12+), и белорусская «Дикая охота короля Стаха» (16+), и, наверное, «Десять негритят» (где нет ни одного русского героя и действие происходит вообще не в России, 16+). Целых три дебюта - для такого специфического жанра это очень много.

Георгий Малков (известный в мире кино по сотрудничеству с братьями Андреасянами) спродюсировал в Белоруссии приключенческий хоррор «Запретная зона» (16+) о том, как молодежная компания отправилась в чернобыльскую зону отчуждения и что из этого вышло. Ленту снял белорусский режиссер Митрий Семенов-Алейников: он получил известность благодаря клипам, «смартфильмам» (тем, что сняты на смартфон) и короткометражке «Одной крови» (16+), отобранной в соответствующий конкурс Канна.

«Запретная зона» (16+).

Иван Капитонов и Станислав Подгаевский («Невеста» (16+), «Русалка. Озеро мертвых» (16+), «Пиковая дама. Черный обряд» (16+), «Яга. Кошмар темного леса» (16+) - все их рук дело) спродюсировали «Вдову» (16+) Ивана Минина. По сюжету - русский вариант «Ведьмы из Блэр» (16+): только действие происходит в Ленинградской области. Авторы, впрочем, источника вдохновения не скрывают.

«Вдова» (16+).

Как и «Стрельцов», «Вдова» снята уже давно, но сроки ее выхода несколько раз переносились. Сейчас - 23 июля.

А прокатная компания «Вольга» (она, к слову, прокатывала в России «Джентльменов», 18+) представила совсем уж неожиданный хоррор - «Кольская сверхглубокая» (16+).

«Кольская сверхглубокая» (16+).

Фильм планируется к выпуску осенью. Сюжет - примерно как «Спутник» (16+) Егора Абраменко, только в центре - знаменитая легенда о неких «адских звуках», якобы записанных в 1984 году бурильщиками скважины (подробнее об этом читайте в «МВ» от 19 марта - «Мифы о колодце в ад». - Прим. ред.). В разработке проекта принимал участие Руслан Каримов (режиссер культовой ленты «Неадекватные люди», 16+), ну а собственно постановщик «Кольской сверхглубокой» - Арсений Сюхин - мурманский уроженец.