Это может показаться чрезвычайно странным, но так называемый большой голливудский стиль сейчас на экранах - очень большая редкость. Да-да, несмотря на безусловную победу американской «фабрики грез» в войне за зрителя! Но дело в том, что достигнута эта победа была отнюдь не с помощью традиционных голливудских блокбастеров.

Тот стиль, в котором снимались и снимаются сейчас комикс-блокбастеры Marvel и DC-comics, а также длинные франшизы типа «Звездных войн» (0+), к «большому голливудскому стилю» не имеет никакого отношения - хотя бы потому, что основной акцент делает на экшне и спецэффектах, а отнюдь не на человеке.

Что такое классическая голливудская суперзвезда? Это прежде всего личность. Оставим в стороне способы, какими эта личность создавалась, - зачастую это обычная кинематографическая иллюзия, хотя, несомненно, многие звезды старого Голливуда были крупными величинами не только как популярные актеры, но и как люди. И именно личность была центром тяжести в старых голливудских картинах.

Другой вопрос, а жив ли вообще «большой голливудский стиль», или это достояние кинематографической истории?

Что ж, отвечая на этот вопрос, начать можно с самых истоков - с легендарного «Малыша» (0+) Чарльза Чаплина. Картина 1921 года в отреставрированном виде вновь выпущена на экраны к 130-летию великого кинокомика.

И в параллель - «Мидуэй» (16+) Роланда Эммериха. Эммерих - это «большой голливудский стиль», но при последнем издыхании, хотя бы потому, что важнее всего у него действие, а не герой этого действия. Если бы «Мидуэй», фильм об одном из решающих сражений тихоокеанской кампании Второй мировой войны, снимали в СССР, то главного героя сделали бы из Честера Нимица (как в «Битве за Москву» (12+) - из Георгия Жукова/Михаила Ульянова). Нимиц тут тоже есть (его играет Вуди Харрелсон), но он - на втором плане. На первом же летчик Ричард (Дик) Бест, один из непосредственных героев битвы за Мидуэй, хотя отнюдь и не главное действующее лицо этого сражения: ему приписывается потопление японского флагмана, авианосца «Акаги». Что ж, такая сюжетная схема тоже применялась в «старом Голливуде», но на главную роль всегда брали какую-нибудь признанную звезду. В «Мидуэе» Дика Беста играет Эд Скрейн, зарекомендовавший себя актер, например, по «Игре престолов» (18+), но совсем не суперзвезда. Суперзвезда здесь - само Мидуэйское морское сражение!

«Хороший лжец» (18+).

Еще одна модификация традиционной голливудской сюжетной схемы - криминальная трагикомедия «Хороший лжец» (18+), о профессиональном мошеннике, охотящемся на богатых вдовушек. Как тут не вспомнить «Отпетых мошенников» (16+)! Однако главное в «…Лжеце» не афера и не аферист, а те взаимоотношения, которые неожиданно возникают между мошенником и жертвой. Такие проблемы, между прочим, излюбленные у режиссеров артхауса: не случайно в США «Хорошего лжеца» запустили в ограниченном прокате, в «промежутке» между новыми «Ангелами Чарли» (16+) и «Ford против Ferrari» (16+).

Учитывая, что главные роли в «Хорошем лжеце» исполняют довольно возрастные Йен Маккелен и Хелен Миррен, скептики наверняка определят жанр этого фильма как «пенсионерский триллер».

«Ангелы Чарли» (16+).

Что касается новых «Ангелов Чарли» - формально это римейк одноименного телесериала 80-х, хотя на самом деле ноги тут растут из франшизы 2000-х с Кэмерон Диас, Дрю Бэрримор и Люси Лиу. О том, как, на мой личный взгляд, испоганили ту франшизу, красноречиво говорит уже синопсис: «Частное детективное агентство Таунсенд открывает свои офисы по всему миру, и теперь в разных уголках земного шара команды суперпрофессиональных Ангелов обеспечивают безопасность своим клиентам». То есть это уже никакие не суперагенты, а обычные охранники. «Элена Хафлин становится целью для чрезвычайно опасных людей, готовых на все, чтобы заполучить ее новейшую разработку. Так она оказывается под защитой «Ангелов Чарли». Но Элена не собирается сидеть без дела, пока другие рискуют жизнями, и намерена сама стать «ангелом». Ученый мечтает стать охранником? А в дворники пойти нет желания?

Впрочем, для Голливуда, где к «яйцеголовым ботаникам» относятся как к полным придуркам, такое представление об истинных мечтаниях настоящих ученых вполне нормально. Раньше, правда, его особо не афишировали, но теперь другие времена. Теперь можно.

«Ford против Ferrari» (16+).

На таком фоне очень выгодно выглядит «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнгуолда («Логан»). Мэнгуолд не стал изобретать велосипед, а просто снял классическую биографическую драму, сделав ее главными героями реально существовавших личностей, - автоконструктора Кэрролла Шелби (Мэтт Дэмон) и автогонщика Кена Майлза (Кристиан Бэйл), лидеров команды «Форда» в 60-е в ее противоборстве с «Феррари». По общему мнению критики, картина Мэнгуолда удалась, а Кристиан Бэйл (сбросивший ради роли Майлза 30 кило!), вероятно, будет одним из кандидатов на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

«Грех» (16+).

Еще одна биографическая драма из новинок недели - «Грех» (16+) Андрея Кончаловского, посвященная жизни великого скульптора Микеланджело Буонаротти. Картина является российско-итальянской копродукцией, но, хотя и снята целиком на итальянском языке с итальянскими актерами, ассоциации в первую очередь вызывает с «Андреем Рублевым» (12+) Тарковского. Впрочем, если вспомнить, что сценарий к «Рублеву» писал тот же Кончаловский, это нисколько не удивляет. Ну а если иметь в виду, что Кончаловский один из любимых режиссеров Венецианского кинофестиваля, то понятно, почему свой очередной фильм он сделал в Италии.

«Стражи Арктики» (16+).

Ну и напоследок - об анимационной новинке. В нашем прокате - «Стражи Арктики» (6+) (с явным намеком на ленту Джеймса Ганна), но в оригинале это «Арктическая справедливость» - о почтальоне-песце, спасшем арктические льды от растаивания безумным ученым. Мультфильм снят в расчете на американский кинорынок, но в Канаде и на корейские деньги. Как всегда, к продюсированию прицепилась целая орда стран - производство таких лент носит отнюдь не системный характер, и потому в продюсерах часто оказываются, скажем так, случайные люди. Американской критике «Стражи Арктики» не понравились: впрочем, если бы такой же по качеству мультфильм выпустили на «Уолт Дисней пикчерс», отзывы наверняка были бы гораздо благоприятнее.