Как выразился бы Марк Твен: «Слухи о возобновлении работы кинотеатров в Мурманской области оказались сильно преувеличенными». В общем, ждем-с. Не хочу быть пророком, но вполне вероятно, что кинотеатры в нашем крае полноценно заработают только к «Чудо-женщине: 1984» (16+), плановая дата премьеры которой - 1 октября. Хотя Голливуд сейчас лихорадит так, что совершенно неясно, окажется ли эта дата верна или все сдвинется неизвестно куда.

Вообще, если кому-то интересно, что сейчас творится внутри Голливуда, очень рекомендую посмотреть еще давнюю короткометражку «Праздник Нептуна» (0+) Юрия Мамина. Да, формально это сатира на советский образ жизни. Но если взглянуть свежим глазом, то нетрудно представить, что все то же самое сейчас происходит в США.

И доказательством - самая громкая новость текущей недели: изменение правил выдвижения на «Оскар». Внешне они выглядят как политкорректность в терминальной, то есть конечной, стадии. О новых установках высказались уже все кому не лень, но тут, думается, важно даже не конкретное их содержание, а сам факт «верности линии партии». Ну а то, что применение правил отложили на четыре года (а не стали вводить немедля, как поступили организаторы Берлинского фестиваля, отменившие разделение призов за роли на мужские и женские)… Ходжа Насреддин объяснял это так: «Или я умру, или шах, или ишак».

На прошлой неделе закончился Венецианский международный кинофестиваль. Итоги можно оценивать двояко: во-первых, с политико-маркетинговой стороны, во-вторых, как некий факт развития киноискусства.

Если во-первых, то здесь у российского кино заметные успехи - «Дорогие товарищи!» (18+) Андрея Кончаловского и «Китобой» (16+) Филиппа Юрьева получили призы. Не главные, но все-таки.

«Дорогие товарищи!» (18+)

Ну а если во-вторых… то увы. Условно приняв Голливуд за единое целое, можно сказать, что Венецианский МКФ уже давно стал европейским отделением его отдела маркетинга. Главный приз получила «Земля кочевников» (18+) Хлои Чжао. Хлоя Чжао - режиссер комикс-блокбастера Marvel «Вечные» (18+), чья первоначальная дата премьеры как раз и была намечена на осень-2020. Традиции «Джокера» (18+) и «Формы воды» (18+), тоже раскручивавшихся через Венецию, живут и здравствуют.

«Земля кочевников» (18+).

«Дорогие товарищи!» Кончаловский снял ну на очень актуальную тему - расстрела демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. И в этой связи как не вспомнить другой тематически актуальный фильм, снятый Кончаловским в 2002 году и тоже премированный в Венеции, - «Дом дураков» (16+). С которым соревноваться может разве что такой шедевр, как «Чистилище» (16+) Александра Невзорова.

«Китобой» Филиппа Юрьева (цитата из синопсиса) «рассказывает о молодом парне Лешке, живущем на Чукотке, где от Аляски его поселок отделяют 90 км Берингова пролива. Он занимается традиционным промыслом по отлову китов. И влюбляется в американскую девушку, которую видит на сайте «для взрослых».»

«Китобой» (16+)

То есть по факту - о столкновении культур. В какой стране согласно создателям ленты географически дикость, а в какой - цивилизация, и почему приз «Китобою» дали в Венеции, думаю, понятно.

Между прочим, в 1965 году Андрей Кончаловский снял о столкновении культур картину «Первый учитель» (12+) - шедевр без всяких оговорок. И которая была награждена в Венеции призом за лучшую женскую роль (Наталья Аринбасарова) - вполне заслуженно.

А Никита Михалков выпустил в 1991-м «Ургу: территорию любви» (18+), в той же Венеции награжденную главным призом. Там он, сталкивая патриархальную жизнь монголов с современной цивилизацией, в принципе не стал высказываться ни за, ни против. В «Урге», кстати, тоже был герой, бегавший с плакатом фильма «Кобра» (16+) и называвший Сильвестра Сталлоне своим родственником.

В общем, похоже, «Китобой» двинулся по протоптанной дорожке... Почти в одно время с Венецианским МКФ начал работу и очередной «Кинотавр». Однако все новости с «Кинотавра» пока связаны с размерами декольте у звезд - про фестивальную кинопрограмму говорят скороговоркой. Такое чувство, что ожидается какой-то очень громкий скандал. Возможно, он будет связан с запретом в судебном порядке в России «Дау» (18+) Ильи Хржановского: ведь «Кинотавр» по своему статусу является открытым фестивалем стран СНГ и Балтии. Так это или нет, узнаем на этой неделе.

«Дау» (18+).

Голливудские блокбастеры «Мулан» (12+) и «Довод» (16+), с которых начался «постковидный» мировой кинопрокат, похоже, провалились. И оба - заслуженно, хотя и по разным причинам.

«Муланом» в Голливуде попытались усидеть на двух стульях. Если воспользоваться отечественной аналогией, то уместить в одной картине «Анастасию» (0+) и «Ленина в Октябре» (6+). В итоге в Китае фильм не понравился, потому что в нем мало китайского патриотизма, а в США - потому что много. Возможно, если отключить при просмотре политический аспект, то «Мулан» и неплох, но ведь он и снимался как раз с расчетом на успех по политическим мотивам!

«Довод» Кристофера Нолана снимался до пандемии и, как и «Мулан», был рассчитан на прокат в «прежней» политико-культурной ситуации. Для США - до Black Lives Matter, и до их президентских выборов. И до того как германский сериал «Тьма» (а он тоже рассказывает о путешествиях во времени) стал международным хитом, в том числе и в США. Ну и в итоге «Довод» оказался чересчур старомодным для того, чтобы набрать в мировом прокате хотя бы полмиллиарда долларов (для него это элементарно окупиться). И хотя прокат еще далеко не завершен, кассовый провал - самая ожидаемая перспектива.

Неясна судьба и фантастического сериала «Воспитанные волками» (16+) - продюсерской работы Ридли Скотта, по содержанию косвенно связанной с его же легендарной франшизой «Чужой» (16+).

«Воспитанные волками» (16+).

Сюжет - о космическом корабле, перевозившем поселенцев и потерпевшем крушение на отдаленной планете: в живых остались только дети, которых воспитывают роботы. Отзывы критиков сдержанные. Однако показательно, что упреки касаются не качества сериала, а его определенной концептуальной старомодности. Так что, быть может, «Воспитанные волками» - это будущая классика.

А может, я и преувеличиваю.