«Расскажите мне ту же сказку, что и вчера, только по-другому!» - как уверяют психологи, такую просьбу в той или иной форме рано или поздно высказывает любой ребенок. Если считать Голливуд главным сказочником современности, то местные маркетологи с психологами вполне солидарны - количество всевозможных римейков, ребутов, спин-оффов и сиквелов говорит само за себя. Скептикам же доказательством будет эта прокатная неделя.

Кому захотелось услышать обновленную «сказку» о борьбе американского спецназа с наркокартелями, неизвестно. Но сюжет у боевика «Убийца-2: Против всех» вполне себе сказочный: мексиканские наркокартели начинают переправлять в США... террористов. Да, те самые наркокартели, которые при всех их зверствах даже на родине не вмешиваются в политику. И вдруг террор в Америке. А в третьей части их что, сделают тайными сторонниками халифата? Вообще же над второй частью картины Дени Вильнева народ работал вполне квалифицированный - тот же сценарист, те же актеры (за исключением Эмили Блант), режиссер - Стефано Соллима, создатель знаменитого телесериала «Гоморра» о буднях неаполитанской мафии. Критике в целом сиквел понравился, а сам Вильнев от продолжения вообще остался в восторге - может, он и придумал в качестве основного посыла такой бред?

«План побега-2»

В отличие от «Убийцы-2» желающие увидеть продолжение «Плана побега» очень даже известны. В США лента-первоисточник прошла, мягко говоря, средне, зато очень понравилась в Китае. Опять тюрьма, опять побег, опять самые крутые пенсионеры в мире - Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер - в главных ролях. На англоязычном ресурсе www.imdb.com «План побега-2» оценили невысоко - но снимался-то фильм для китайцев! Кстати, специально для них в ленту ввели героя-китайца - увы, его играет не Джеки Чан.

Обе эти ленты - с достаточно суровыми ограничениями по возрасту. Для главной же целевой «сказочной» аудитории приготовлены другие картины - и это, разумеется, мультфильмы.

«Распрекрасный принц» - спин-офф «Шрека-2», без главных героев знаменитой франшизы, но зато с Принцем Чудо. Прокатная категория - «6+», однако взрослым его тоже будет интересно посмотреть независимо от объективного качества картины. Представьте себе следующий сюжет: «Необычный дар юноша получил при рождении: девушки готовы на все ради его улыбки…» И это детская анимация!

«Осторожно: Грамп!»

Американо-мексикано-британская копродукция «Осторожно: Грамп!» - римейк одноименного мультсериала полувековой давности, забытого всеми, кроме тех, кто решил сделать из него полнометражный мультфильм. Не будь этой первоосновы, ленту вполне можно было бы назвать западной версией «Ивашки из Дворца пионеров» или «Новогодних приключений Маши и Вити». Главный герой попадает в волшебную страну, которую ему предстоит спасти от злого волшебника Грампа (прекрасная принцесса и голодный дракон прилагаются). Единственное известное имя среди создателей «Грампа» - автор сценария Джон Хехт, придумавший сюжет второго «Ледникового периода». Учитывая, что деньги на постановку пришлось брать даже у мексиканцев, в этом нет ничего удивительного.

«Книжный клуб»

Очень странный римейк - комедия «Книжный клуб». Формально это никакой не римейк, но… «Однажды в руки утонченных интеллектуалок попадает эротический бестселлер «Пятьдесят оттенков серого». С этого момента жизнь калифорнийских леди уже никогда не будет прежней». Дайан Китон (72), Джейн Фонда (80), Кэндис Берген (72) и Мэри Стинберген (65) - именно они и играют «утонченных интеллектуалок». Доказательств у меня нет никаких, но почему-то кажется, что создатели «Книжного клуба» вдохновлялись комедией Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения». В США, правда, она не шла… А Интернет на что? Тем более что для сюжета «Книжного клуба» достаточно одного названия российской картины.

«Книжный клуб» в Америке хорошо прошел в прокате и был неплохо встречен критикой. Однако все «женские» картины в США сейчас принято хвалить не глядя, хотя вообще-то актрисы в ленте действительно собрались легендарные.

«Во власти стихии»

Исландский режиссер Бальтазар Кормакур снял много хороших картин разных жанров, но по-настоящему крупный успех ждал его с фильмом-катастрофой «Эверест». Видимо, поэтому он и идет по накатанной с картиной «Во власти стихии». Формально здесь даже есть и сценарий - если им назвать бла-бла-бла, девушка и парень друг друга любят, но ругаются, яхта, океан, идеальный шторм и прочее в том же духе. На самом деле главное достоинство «Во власти стихии» - обилие громадных волн, снятых трехкратным лауреатом «Оскара» оператором Робертом Ричардсоном. Что же до сюжета, будто бы основанного на реальной истории... Да кому он нужен, когда на экране «величайший ураган в истории Тихого океана»?

«Ты водишь!»

На реальной истории (точнее, на статье в «Уолл-стрит джорнэл», якобы повествующей о реальных фактах) основана и комедия «Ты водишь!». Вокруг нее в США разгорелся настоящий ажиотаж - дело в том, что Джереми Реннер, сыгравший в ней главную роль (а до того прошедший невредимым через «Борна», «Миссию невыполнима» и различных «Мстителей»), умудрился на съемках сломать обе руки! Кто знает, может, он это сделал специально? Тем более что сценарий «Ты водишь!» (о компании мужиков, с детства привыкших играть в пятнашки и не оставляющих своего увлечения даже взрослыми) изначально писался под Уилла Феррелла и Джека Блэка, а в итоге здесь нет ни того, ни другого.

«Инсомния»

Фильм ужасов «Инсомния» - картина, на первый взгляд, довольно экзотического, уругвайского происхождения. Однако на самом деле это типичный «испанский хоррор», тем более что испанские деньги в постановке тоже задействованы. Сценарий может напомнить «Иногда они возвращаются», или «Женщину французского лейтенанта», или даже… «Берегись автомобиля!»: ведь его сюжетная схема - «вымысел, в ходе развития событий становящийся действительностью» - использовалась в разнообразных вариациях многократно. Здесь речь идет о пьесе, которую ставят в помещении заброшенного дурдома, при работе над которой режиссер предлагает актерам для пущей реалистичности несколько дней вовсе не спать. Медицина в таких случаях угрожает неспящим глюками - учитывая жанр, они будут очень неслабые!

И напоследок единственная по-настоящему оригинальная картина среди всех этих «по-новому рассказанных сказок». По жанру она… сказка!

«Джим Пуговка и машинист Лукас» начинается с того, что машинисту Лукасу, живущему в волшебной стране Медландии, приходит посылка, в которой он находит маленького мальчика.

«Джим Пуговка и машинист Лукас»

«Да это же Чебурашка!» - скажет кто-то. Ну да, Чебурашка. Вот только книга Успенского вышла в свет в 1966 году, а роман Михаэля Энде, по которому снят фильм, - в 1960-м.

Мальчик вырастает, получает прозвище Джим Пуговка (и обучается профессии машиниста), а затем на волшебном поезде отправляется спасать прекрасную принцессу. За исключением машинерии - все в лучших сказочных традициях. Необычно другое. Во-первых, несмотря на название и жанр, это не мультфильм. Во-вторых, режиссер «Джима Пуговки», Деннис Гензель, известен в Германии, но по «взрослому» кино, начиная с дебютных «Девочек сверху». К тому же в числе продюсеров «Джима» - Михаэль Хербиг, более всего известный по таким образчикам ядреного немецкого юмора, как «Мокасины Маниту», «Переполох в Гималаях» и «Космический дозор». И тем не менее «Джим Пуговка и машинист Лукас» - это настоящая детская сказка без всяких двусмысленных намеков и подмигиваний, что в эпоху «после «Шрека» смотрится настоящим новаторством.

Так что увы - и это тоже старая сказка, но рассказанная по-новому. А как еще прикажете рассказывать сказки, если у них всего, по мнению филологов, двенадцать оригинальных сюжетов?