«Что за чушь? - спросите вы. - Так не бывает!» С точки зрения формальной логики - да, а вот в кино - сколько угодно. Так что оставим формальную логику философам и обратимся к рассказу о реальных событиях, которых никогда не было, - точнее, к повествующим об этом фильмам.
Центральное место - у новой ленты Кристофера Нолана «Дюнкерк», первая вылазка маститого режиссера на территорию военно-исторического кино. Основой для сценария (который тоже написал Нолан) стала Дюнкеркская операция конца мая - начала июня 1940 года по эвакуации сил союзников, отрезанных немцами на побережье Ла-Манша. Разумеется, реальности Дюнкеркской операции никто не отрицает. Но вот по поводу реальности Дюнкеркской операции Кристофера Нолана наверняка будут споры, да еще какие!
С одной стороны: «Событие, которое изменило мир» - официальный слоган фильма, «История чудесного спасения более трехсот тысяч английских, французских, бельгийских и голландских солдат в ходе Дюнкеркской операции», как следует из официального синопсиса, «Лучший военный фильм всех времен» - по словам одного восторженного зрителя.
С другой стороны - не слишком ли смело, например, говорить о спасении войск союзников в синопсисе фильма, где все главные роли исполняют англоязычные актеры (Том Харди, Марк Райлэнс, Киллиан Мерфи, Кеннет Брана и т. д.). Кинематографически это объясняется сценарным замыслом, исторически - например, тем, что именно французы находились в арьергарде дюнкеркской группировки, прикрывая эвакуацию англичан. И потому на взгляд французов «история чудесного спасения» отнюдь не чудесна - интересующихся этой точкой зрения отсылаю к роману «Уикэнд в Зюйдкотте» и одноименному фильму с Жаном-Полем Бельмондо.
Впрочем, если вспомнить ленты, которые Нолан снимал раньше («Престиж», «Начало», «Интерстеллар»), и воспринимать «Дюнкерк» именно в таком контексте, многие вопросы снимаются. Фантастический блокбастер о фантастическом спасении фантастического количества солдат во время фантастического разгрома союзных войск от классика современного фантастического кино - думаю, это самое подходящее определение для «Дюнкерка». Тем более что своего мастерства Нолан не растерял, и даже скептики, пишущие, что «даже если Нолан снимет полное..., все скажут, что это конфетка», вынуждены признать, что новая его лента во всяком случае заметно выше среднего уровня.


В том, что касается хоррора «Ужас Амитивилля: Пробуждение», то здесь реальность/нереальность происходящего зависит лишь от готовности зрителя поверить/не поверить в официальное толкование событий, произошедших в американском городке Амитивилль больше сорока лет назад. Официально это массовое убийство, совершенное неким Рональдом Дефео-младшим, получившим за это впоследствии несколько пожизненных сроков. Ну а если неофициально - начиная с романа 1977 года «Ужас Амитивилля», тут уже много чего напридумано (версию Дефео-младшего, что его все заставил сделать призрак индейского вождя, тоже не забыли), и в этой ленте представлен идейный паранормальный свежачок. Режиссер картины Фрэнк Халфун в хоррор-тусовке человек свой, однажды сотрудничал на фильме «Маньяк» с культовым французом Александром Ажа. Любителям жанра стоит на «Ужас Амитивилля» обратить внимание… а можно и не обращать, поскольку, объективно говоря, постановщик из Халфуна достаточно средний.
Германский мультфильм «Заячья школа» интересен как попытка сумрачного германского гения доказать всему миру свою способность снимать качественную трехмерную анимацию. Лента была представлена во внеконкурсном показе Берлинского фестиваля, побывала в одной из программ Канна, пропутешествовала по различным тематическим киносмотрам (также вне конкурса) - все это уже достаточная рекомендация. Это, если объективно.
Субъективно же «Заячья школа» - нечто слишком немецкое, чтобы понравиться всем без исключения. Начнем с того, что на самом деле это никакая не заячья школа, а школа пасхальных кроликов. Для немецких детей вера в них (и знание всей их мифологии) - дело обычное, а для русских? Очень сомневаюсь!
В основе концепта мультфильма - популярнейшая немецкая очень детская стихотворная книжка 1924 года и иллюстрации к ней, считающиеся (в Германии) классическими. Как видим, культурно-национальная специфика налицо, и если одним она может показаться дополнительным бонусом, то других, наоборот, может и отвратить от «Заячьей школы»: не каждому понравится объяснять своему ребенку (или самому себе), в чем заключается реальность пасхального кролика.


События боевика «Овердрайв» никто в здравом уме и твердой памяти не сочтет происходившими на самом деле - это все вымысел. А вот чей - большой вопрос. Сценаристы «Овердрайва», когда-то сочинившие «Двойной форсаж», считают, что их. Любители же автомобильных боевиков наверняка тут же вспомнят старые добрые «Угнать за 60 секунд», сюжет которых от «Овердрайва» в принципе не отличается. Два брата - профессиональных угонщика, криминальный босс, которому они перешли дорогу, его требование угнать машины и прочая: в реальность того, что «Овердрайв» на самом деле оригинален, верится с трудом.
Но нет худа без добра: посмотрев «Овердрайв», можно поностальгировать по тем временам, когда Николас Кейдж представлял собой нечто большее, чем машинку для выпучивания глаз, и оценить Скотта Иствуда (сына Клинта, считающегося сейчас не менее перспективным актером экшен-лент, чем был его папа) как его вероятную замену. Критики, правда, сценарий «Овердрайва» разругали, но и «Угнать за 60 секунд» когда-то бранили за то же самое. Так что по этому поводу можно задаться вопросом: не ждут ли нас в будущем римейки «Скалы» и «Без лица» с Иствудом-младшим? И если да, то кто в них заменит Шона Коннери и Джона Траволту?