Как раз перед православными рождественскими праздниками 2021 года опубликовали официальную статистику российской киноиндустрии за 2020 год. Результаты, как многие догадываются, те еще. Спад на две трети и минус 50 миллиардов рублей.

С другой стороны, кинотеатры-то в Мурманске работают. Никаких локдаунов, как в некоторых близлежащих странах. И фильмов на афише вагон и маленькая тележка. Так что есть надежда, что уже в этом году наше кино кое-как, но оправится.

«Рождество кота Боба» (12+), Великобритания. Англия всегда славилась рождественскими безделушками, и «Рождество кота Боба» - одна из них. Няшный котик, плюс невероятный хэппи-энд, плюс Лондон в качестве локации. И более ничего. Безделушка.

«Серебряные коньки» (6+), Россия. Кино про Новый Год, но подойдет и к Рождеству.

Старая добрая царская Россия, и в ней - модифицированный вариант классического романса: «Он был титулярный советник, а она генеральская дочь». Ну или римейк знаменитой короткометражки «Барышня и хулиган». С той разницей, что барышня хочет учиться, а не жениться.

«Еще по одной» (18+), Дания. Актуальная и на Рождество трагикомедия о вреде-пользе пьянства и алкоголизма.

«Еще по одной» (18+).

Про вред C2H5OH, однако, тоже честно рассказывают, почему и трагикомедия. Мадс Миккельсен зажигает вовсю и по трезвости, и по нетрезвости, а режиссер Том Винтерберг (соратник Ларса фон Триера, между прочим) снимает с таким пылом, как будто и не было 20 лет после «Догмы». Лучший европейский фильм 2020-го.

«Фестиваль Рифкина» (12+), США. В связи с пандемией европейские фестивали волей-неволей перекочевали в онлайн. Тем не менее очередная комедия Вуди Аллена, как ни странно, посвящена офлайновому европейскому фестивалю - Сан-Себастьяну (Испания). На этот фестиваль приезжает супружеская пара из США, и здесь с ними происходят всякие романтические приключения.

Драматургия по современным временам странная. Но странно и то, что Вуди Аллен (которого вроде вышвырнули из кино в связи с #MeToo-психозом) получил возможность снять фильм. Да еще во время пандемии.

«Обратная связь» (18+), Россия.

«Обратная связь» (18+).

Очередное кино из франшизы «Квартета И». Рекламируется как комедия, на самом деле - мелодрама в духе «Осеннего». Герои выезжают на загородную дачу и выясняют отношения. Зато про Новый Год. И с хэппи-эндом!

«Реальные пацаны против зомби» (16+), Россия.

«Реальные пацаны против зомби» (16+).

Логически рассуждая, вспоминать о зомби в год коронавируса?.. Но, с другой стороны, если в Южной Корее в этом же году выпустили «Поезд в Пусан-2» (18+), то почему бы и реальным пермским пацанам не встретиться с аналогичной заразой? Да, критикам не понравилось. Но, учитывая, что это не самостоятельный фильм, а часть телефраншизы, идущей с 2010 года (всего в сериале «Реальные пацаны» (16+) вышло уже 13 сезонов), какой может быть разговор о качестве?

«Счастливо оставаться» (16+), Франция. Еще одна трагикомедия в стиле легендарной картины «1+1» (16+), но по сюжету более похожая на «Достучаться до небес» (16+). Режиссер - Альбер Дюпонтель, очень авторитетный у себя на родине еще с 1990-х (со времен комедии «Берни», 12+). Он же здесь и исполнитель главной мужской роли.

Перед Рождеством вспоминать о нечистой силе не то чтобы принято… но тем не менее о ней вспоминают. Так же, как и о магии всех цветов.

«Ведьмы» (12+), США.

«Ведьмы» (12+).

Экранизация классического волшебного романа Роалда Дала (соавтор сценария - Гильермо Дель Торо)! Режиссер - Роберт Земекис! В роли главной ведьмы - Энн Хатауэй! Реакция критики… мягко говоря, реакция критики. Как и все в Голливуде, Земекис хочет остаться в Голливуде и старался в «Ведьмах» ну никого не обидеть. Мальчик, преследуемый ведьмами, - афроамериканец, ведьмы - белые. Все-таки обидел, и активисты обществ инвалидов до сих пор не успокаиваются. Так что справедливость отзывов критики - гадательна.

«Заклятье: другая сторона» (18+), Швеция.

«Заклятье: другая сторона» (18+).

Несмотря на название, создатели уверяют, что к франшизе «Заклятье» (18+) Джеймса Вана лента не имеет отношения. Дом, призраки, проклятия и заклятия, и даже «тот мир» - весь джентльменский набор будет! Но это другое «Заклятье», хотя тоже хоррор.

«Проклятие Лауры: завещание» (18+), США. На кинопорталах фильм заминусовали.

«Проклятие Лауры: завещание» (18+).

Но отзывы критиков в целом неплохие: видимо, лента для ценителей, а не для зрителей. И действительно, действие перенесено во времена «Кошмара на улице Вязов» (16+), да и сюжет подходящий - нужно совершить звонок на тот свет. В хоррорах 1980-х любили такие задумки.

Детских лент на Рождество, как и обычно, предостаточно. Формально «Рождество кота Боба», «Серебряные коньки» и «Ведьмы» тоже детское кино. Но на них счет не заканчивается.

«Конь Юлий и большие скачки» (6+), Россия.

«Конь Юлий и большие скачки» (6+).

Франшиза студии «Мельница» про похождения трех богатырей живет и здравствует, несмотря на пандемию! В принципе содержание ясно уже из названия.

«Последний богатырь: корень зла» (6+), Россия. И «Последний богатырь» (6+) тоже в полном порядке.

«Последний богатырь: корень зла» (6+).

А судя по тому, что в новом году он вышел в российском прокате на первое место, ждет нас очередная сказочная франшиза (продюсированная «Уолт Дисней пикчерз», между прочим). Общее резюме - хуже первого, но смотреть это вовсе не мешает. Актеры те же, режиссер тот же, и бюджет (650 млн рублей) подходящий для киносказки.

«Семейка Крудс: новоселье» (6+), США. Еще одно продолжение на экране - «Дримуоркс» снял сиквел своего мультфильма 2013 года «Семейка Крудс» (0+) про развлечения людей каменного века. Ну и тут в принципе то же самое, только героям надо искать новую пещеру. И, как водится, все хорошие пещеры уже заняты.

«Семейка Крудс: новоселье» (6+).

«Ведьмина служба доставки» (6+), Япония. Легендарный мультфильм Хаяо Миядзаки о маленькой ведьме, которая отправилась к людям, чтобы научиться жить самостоятельно. Как и полагается в анимационной классике, есть и герои, которым хочется подражать, и мораль, которой следовать. Да, смешной черный котик тоже есть!

«Творцы снов» (6+), Дания. Похоже, если бы не «Синяя птица» (6+) Мориса Метерлинка, половины современной анимации не существовало бы. «Пиксар/Дисней» недавно выпустил «Душу» (6+) с явными реминисценциями к пьесе бельгийского драматурга, а теперь и датчане расстарались. Девочка Нина получает чудесную способность создавать сновидения других людей. Она попадает в волшебную Страну снов, учится делать сны и знакомится с ее необычными жителями.

«Творцы снов» (6+).

Но что самое удивительное - графика у «Творцов снов» хотя и компьютерная, но точь-в-точь такая же, как у советской кукольной анимации 1970-х. Иными словами: «Дядюшка Ау: воскрешение». И датчане здесь не одиноки: канадское «ИКСтраординарное Рождество»(6+) такое же. А ирландская «Легенда о волках» (6+) и вовсе двухмерная, как будто компьютеров и не существует.

Неужели в зубах навязшая 3D-анимация наконец-то выходит из моды?