Финансируя кинопостановку, никогда нельзя быть уверенным в конечном итоге. Можно вложить миллион и получить тысячепроцентную прибыль. А можно двести миллионов - и остаться на бобах.

Пользуясь выражением из известного телесериала - фильмы это немножко не то, чем они кажутся. И проиллюстрируем это «немножко не то» мы новинками этой недели.

Так, из Дании, страны дремучего артхауса, к нам в кинотеатры забрел приключенческий триллер о побеге из тюрьмы! «Мотылек» - по одноименному автобиографическому роману Анри Шаррьера, режиссер Михаэль Ноер, в главной роли Чарли Хэннэм («Меч короля Артура»).

Главная интрига «Мотылька» даже не в том, что развлекательное кино пришло из славящейся «фильмами не для всех» кинематографии, а в том, что это римейк. Причем римейк настоящей голливудской «олдскульной» классики, «Мотылька» 1973 года. Для американцев та лента - как для нас «Белое солнце пустыни».

А теперь представьте, если бы римейк «Белого солнца» сняли на русском языке, с русскоязычными актерами, но с польским или итальянским режиссером. Новый «Мотылек» начался с того, что какой-то китаец, поклонник «Мотылька»-1973, купил права на его сценарий, заключил контракт с датчанином Михаэлем Ноером (помимо обычного датского арт-хауса, он снимает необычные датские атмосферные триллеры о гангстерах и тюрьмах) и обеспечил непрерывное финансирование до конца съемок.

Особенность китайского продюсирования - добавление в сюжет китайских (разумеется, положительных) героев. Но в «Мотыльке» китайцев нет. То ли в связи со щекотливостью тюремной темы не нашлось ни одного достаточно положительного героя, то ли китайский продюсер нам попался очень необычный, с известной долей безумия.

«Игрушки для взрослых»

Криминальная комедия «Игрушки для взрослых» - копродукция. Сюжет чисто по-китайски, без ссылки на первоисточник, позаимствован из классики - «Кто подставил кролика Роджера». Основных отличий три: вместо мультов - куклы (знаменитые «Маппеты»), вместо семейного рейтинга PG/6+ - взрослый R/18+, вместо частного детектива Боба Хоскинса - коп в юбке Мелисса Маккарти. Но есть и четвертое - в виде безумного китайского продюсера за кадром. Снять «Маппет-шоу» с рейтингом «Бешеных псов» - до такого еще надо додуматься!

«Тайна дома с часами»

Однако самая необычная новинка недели - «Тайна дома с часами». Драматургия очень сильно напоминает «Гарри Поттера», хотя до прямых заимствований и не доходит. Как и у Джоан Роулинг, главный герой здесь - мальчик-сирота, переехавший в дом к приемным родителям, дяде Джонатану и тете Флоренс, и постепенно узнающий, что они колдун и колдунья. Волшебные приключения прилагаются.

«Что же здесь необычного?» - спросите вы. А как насчет режиссера? «Тайна дома с часами» - нормальное семейное кино, PG/12+, которое снял Элай Рот. Протеже Квентина Тарантино, постановщик «Хостела», «Лихорадки», «Зеленого ада» и «Бесславных ублюдков» - и сказка для детей! Может, и сам великий и ужасный Квентин подпишет контракт с «Уолт Дисней пикчерс» и возьмется, например, за нового «Волшебника из страны Оз»? Ну а так, конечно, «Тайна дома с часами» - сказка как сказка, с Джеком Блэком, Кейт Бланшетт и Кайлом Маклахленом в главных ролях. Снимал бы Тарантино - нашлось бы место и для Сэмюэла Л. Джексона.

Киану Ривзу в последнее время полюбились картины про русскую мафию. Франшиза «Джон Уик» с успехом прошла в прокате, критики к ней тоже отнеслись положительно. И потому, когда Скотт Б. Смит (номинировавшийся на «Оскар» за сценарий триллера «Простой план») принес ему свой сценарий под названием «Сибирь», Киану Ривз согласился на съемки.

«Профессионал»

О том, что ждет зрителя в этой картине, понятно уже потому, что действие на самом деле происходит в Сибири. Главный герой фильма «Профессионал» (так переименовали «Сибирь» для проката в России), торговец бриллиантами, приезжает туда, чтобы сразиться с русской мафией, которая попыталась его нагреть. Любителям лент типа «Красного воробья» эта вампука доставит немало веселых минут! Но, увы, есть один минус - русских в «Профессионале» играют настоящие русские, вдобавок фильм еще и дублирован, так что увы - никаких смешных акцентов.

Напоследок - о нашем кино.

«Непрощенный», несмотря на название, отнюдь не римейк классического вестерна Клинта Иствуда. Это экранизация трагической истории Виталия Калоева, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером. Роль Калоева исполняет Дмитрий Нагиев, что уже немного настораживает. Режиссер же и продюсер «Непрощенного» Сарик Андреасян! Да, тот самый постановщик российского комедийного трэша («Корпоратив», «Беременный», «Мамы» и т. п.) теперь на полном серьезе переквалифицировался в постановщики серьезного кино.

«Непрощенный»

Думаю, Станиславский бы сказал: «Не верю!» Это уже не первая некомедийная лента Андреасяна, и, если ориентироваться на их уровень, «Непрощенный» - кино плохое. Впрочем, андреасяновские комедии тоже были не шедевры.

Ну а «Поиск» - пример того, что получается, если продюсер знает, чего он хочет. Тимур Бекмамбетов хотел поставить за копейки фильм, который может собрать много денег. И он (вслед за собственным «Профайлом») еще раз спродюсировал картину, действие которой целиком происходит на экране компьютера.

 «Поиск»

Иначе как гениальным такой трюк назвать нельзя. Судите сами: спецэффекты не нужны, от актеров тоже никаких сверхусилий не требуется. Единственная трудность - сценарий, но и здесь не боги горшки обжигают: поройтесь пару дней в поисковике, гарантированно найдете с десяток увлекательных историй, где действие происходит только в Сети.

Что касается «Поиска» - это детективное расследование. В США картина пользовалась большим коммерческим успехом, получила множество хороших рецензий, была даже награждена призами фестиваля независимого кино «Сандэнс». Но тех, кто захочет посмотреть «Поиск», на всякий случай предупреждаю - здесь нет ни визуальных эффектов, ни актерской игры, ни изысканной режиссуры: все держится исключительно на сценарии.