Новая «Мумия», выходящая в широкий прокат на этой неделе по всему миру, в том числе и в Мурманске, действительно будет спасать. Кого и как - об этом мы поговорим немного позже. Сначала - о совпавшем с мировой премьерой «Мумии» событии, благодаря которому в отдельно взятом Сочи этот голливудский блокбастер - отнюдь не гвоздь киноафиши.
С 7 по 14 июня здесь в очередной раз проходит очередной «Кинотавр».
Несколько лет назад организаторы фестиваля решили принимать на конкурс не только фильмы, снятые в России, а ленты любой страны, но на русском языке. История любит иронию: оказалось, сделали они это накануне очередных масштабных гонений на все русское, предпринятых в сопредельных странах.
Да, там у них демократия, русский - по-прежнему лингва франка… и по-прежнему язык имперских угнетателей, разговаривать (и снимать фильмы) на котором пока не запрещено (но над этим работают), но не поощряется (кое-где - очень).


В итоге конкурс как был, так и остался чисто российским, хотя среди представленных лент мы и нашли «Турецкое седло» Юсупа Разыкова. Разыков - директор «Узбекфильма», но для своих русскоязычных лент предпочитает искать российских же продюсеров. Демократия демократией, но за некоторые формально разрешенные вещи, по-видимому, можно фактически сильно получить по голове.
Само «Турецкое седло» очень любопытно по сюжету. Герой - бывший опер КГБ, который уже много лет на пенсии и уже много пенсионерских лет тратит… на слежку. Не ради денег или какого-то извращенного удовольствия - просто это единственное, что он умеет делать. Вообще Разыков - очень крепкий режиссер, такой же обещает быть и лента: не шедевр, но типичный представитель хорошего среднего уровня.
Одно из главных направлений конкурса нынешнего «Кинотавра» - жизнь в Москве и взаимоотношения столицы и провинции. «Блокбастер» Романа Волобуева прямо анонсируется как «черная антимосков-
ская комедия»: юмор здесь в том, что снята она при поддержке базирующегося в Москве же «Фонда кино».
Еще один «антимосковский» (по духу) фильм конкурса - «Мифы», дебют в кинорежиссуре театрального актера и режиссера Александра Молочникова. «Мифы» - сатирически пересказанная «Одиссея», действие которой происходит в «высшем свете» современной Москвы, сыгранном его же представителями (в ролях-камео - Федор Бондарчук и Иван Ургант).
«Рок» Ивана Шахназарова (сына небезызвестного Карена) - история покорения провинциалами-музыкантами великой российской столицы, «Прорубь» Андрея Сильвестрова, о которой пишут как о единственном артхаусе в конкурсе этого года, - о том, как некий москвич решил в Крещение просто окунуться в проруби, и о параллельном мире, который он там обнаружил.
Наконец, великий и ужасный Юрий Грымов, нашумевший в 1990-х своим «Муму», представил на конкурс картину «Три сестры» - экранизацию той самой чехов-
ской пьесы, благодаря которой крылатым выражением стало: «В Москву!», причем действие перенес в современность.
Не факт, что все эти фильмы окажутся столь же хороши, как их анонсы, и не факт, что они попадут в широкий российский прокат, впрочем, поживем - увидим.
Ну а теперь вернемся к «Мумии». В качестве средства спасения ей предстоит вытащить наверх карьеру Тома Круза. В последнее время количество зрителей на его лентах, независимо от их качества, стабильно идет вниз - доходит до того, что продюсеров для «Джека Ричера-2» Крузу пришлось искать в Китае. Выход один - раз не очень получилось с «…Ричером», запустить новую франшизу с собой любимым. Тут-то Крузу и подвернулся перезапуск «Мумии». Сумеет ли она вывести вновь Тома Круза в голливудский «топ»? Вполне вероятно (бюджет перезапуска - 125 миллионов), если бы не одно «но» - Рассел Кроу в роли второго плана. Как актер Кроу превосходит Круза на порядок, и перетянуть одеяло на себя вполне в его силах. Так что при кассовом успехе новой «Мумии» либо карьера Круза пойдет вверх… либо будет запущен спин-офф «Мумии» с Расселом Кроу в главной роли.
Очень грустно сойти с дистанции, если твой стандартный гонорар когда-то составлял 20 миллионов долларов. Однако кое-кого это обстоятельство совсем не беспокоит. Например - Брюса Уиллиса. Он теперь просто снимается в тех фильмах, сценарии которых ему нравятся. На этой неделе мы увидим «крепкого орешка» в триллере «Его собачья жизнь».
Уиллис играет частного сыщика, который вынужден работать на криминалитет, чтобы спасти жизнь своего похищенного пса. Партнерами Уиллиса по «Собачьей жизни» стали Джейсон Момоа из «Игры престолов» и величайший голливудский актер-толстяк Джон Гудмен.
Не может не радовать любителей кино и неожиданное появление Антонио Бандераса, сыгравшего главную роль в другом триллере, «Черная бабочка». Бандерас тоже уже не такая звезда, какой был когда-то, но от этого он не перестает быть отличным актером. В фильме он играет писателя, чей творческий кризис закончился после случайного знакомства… с наемным убийцей. Сюжет - интригующий, но отзывы - смешанные, 50 на 50, так что, скорее всего, «Черная бабочка» понравится только поклонникам Бандераса.


И наконец - изделие российского производителя. Карен Шахназаров решил пойти по стопам Тома Стоппарда (написавшего когда-то «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» с героями в лице второстепенных персонажей «Гамлета») и снял фильм «Анна Каренина. История Вронского». Пересказать толстовскую историю с точки зрения главного виновника трагедии Анны - хорошая идея, особенно если привлечь в сценаристы кого-нибудь калибра Стоппарда. Вот только Стоппардом здесь - увы! - даже не пахнет: над лентой работали те же драматурги, что и над шахназаровским сериалом «Анна Каренина». А если вспомнить, что свой последний безоговорочно хороший фильм «Город Зеро» Шахназаров снял еще в советские времена, то…
А вдруг «Анна Каренина. История Вронского» будет для Шахназарова тем же, чем обещает стать для Тома Круза - «Мумия»?