Спортом, как и многим другим из маленьких жизненных радостей, нас пандемия обделила, что поделаешь. Ни тебе футбола, ни хоккея, ни даже тенниса какого-нибудь завалященького. Но выход есть. Фильмы о спорте, которых в советское время снимали без счета. Некоторые - вроде «Вратаря» (0+), «Первой перчатки» (0+) или «Вертикали» (0+) - и по сию пору не сходят с экрана. Но не все, далеко не все. О незнакомых, но стоящих и поговорим.

Для начала советую посмотреть фильм 1975 года Якова Базеляна «О чем не узнают трибуны» (6+). Три новеллы о спорте по прозе Юрия Трифонова: о хоккее, футболе и боксе. Но в центре, как и должно быть у настоящего писателя, разумеется, не игра, а жизнь, люди, которые оказываются в ситуации выбора. На самом деле, конечно, стоит сначала прочитать Трифонова, а потом уже смотреть кино. Попробуйте!

А в кино посмотрите хотя бы «Телеграмму» (6+). Фабула типичная для нашего времени: московский тренер Малахов (в прошлом известный футбольный вратарь) приезжает в родной город, чтобы посмотреть центрального защитника для нынешней своей команды. И защитник этот, Бурицкий, по кличке Бура, ему понравился, всем вроде бы хорош. Но вот решение он по сегодняшним меркам принимает неожиданное.

Рассказ «Конец сезона», по которому это снято, к слову, поинтереснее, поглубже киноверсии (две цитатки навскидку из Юрия Валентиновича: про Малахова на стадионе - «все считали его генералом, а он приехал сюда как вор», про Буру, который пришел вечером к Малахову в номер: «у него был вид жениха, пришедшего с воскресным визитом»). Но и фильмик любопытный. Там совсем молодой Иван Краско в главной роли, Юрий Саранцев - футбольный чиновник местного разлива, а Буру играет Виктор Смирнов, которого многие должны помнить по «Принцу и нищему», харизматичный такой рыжий паренек был тогда. Сейчас, кстати, в Штатах живет, в Чикаго.

«Гроссмейстер», 16+ (режиссер Сергей Микаэлян, 1972) - фильм, запрещенный в СССР после отъезда на Запад одного из персонажей этого кино - Виктора Корчного.

 «Гроссмейстер» (16+).

Будущий претендент на мировое первенство, неудачливый соперник Анатолия Карпова, Корчной играет там консультанта (и личного друга!) главного героя - шахматиста Сергея Хлебникова в исполнении Андрея Мягкова. Фильм - средний, но смотреть очень интересно. Там много шахмат, молодые Таль, Тайманов, Петросян, тот же Корчной. Но главное там опять-таки не спорт, не шахматы, а - люди, любовь. Какая там Лариса Малеванная! Удивительно красивая. Честно признаюсь, я что-то и не припомню ее такой. Кино все же обделило Малеванную вниманием, особенно в молодости. А актриса она прекрасная. И очень красивая женщина.

Актеры вообще в фильме первоклассные. Кроме названных еще и Эммануил Виторган, и Ефим Копелян, и Анатолий Солоницын. Диалоги - отличные. Много попаданий, четких максим... «Я не люблю, когда много народу...», «Не знал, что ты будешь рада. Надо знать!», «- Это какой-то придуманный мир... - Может быть. Но придуман он хорошо...», «Победа не всегда за тем, кто прав...», «- А что не заходил? - Не с чем... - Так не бывает», «Истина добывается с кровью», «За всё стоящее надо драться - за победу, за истину. За женщину». Литературная основа весьма достойная (автор сценария Леонид Зорин как-никак), в общем-то, философская, очень интересная. О том, как человек переломил судьбу. А помогла ему в этом женщина. Своей любовью-нелюбовью.

Что еще? Пожалуй, «Хоккеисты» (12+). Фильм достаточно известный, но все же показывают его редко, можно было бы и почаще.

«Хоккеисты» (12+).

Основа сюжета - вечные внутрикомандные проблемы: «старики» и «молодые», лидер - главный тренер, опять же противостояние двух тренеров, принципиально разных жизненных и игровых принципов. А у лидера, которого играет невероятно красивый в ту пору Вячеслав Шалевич (в хоккейных съемках его дублировал целый Вячеслав Старшинов), еще и размолвка с любимой девушкой (Эльза Леждей - та самая, Кибрит из «Знатоков»). Актеры - первоклассные. Помимо названных: Рыбников, Юхтин, Жженов, Ивашов, Овчинникова, Дуров. Опять же Николай Николаевич Озеров в роли самого себя. В общем, звезд вагон и маленькая тележка. И песня хорошая - «Синий лед»: «Вьется над нами ветер, как флаг, ветер, как флаг, пишем коньками песни атак!» Занятно, что в эпизодике в «Хоккеистах» снялся будущий классик советской фантастики Кир Булычев.

Никто не помнит фильм 1969 года все того же Якова Базеляна «Тренер» (12+), а там, на мой взгляд, состоялась лучшая роль Валерия Рыжакова. Был такой очень хороший актер, к сожалению, рано ушедший из профессии. Некоторые его работы вы наверняка знаете: «Юркины рассветы» (6+), «Ларец Марии Медичи» (16+), из последних - «Перед рассветом» (16+), 1989 года, где он играл вместе с совсем юным Евгением Мироновым.

«Тренер» - опять-таки фильм не про спорт, но, как и должно быть в настоящем произведении искусства, про людей. Он состоит из нескольких историй про разных мальчишек, которые приходят в спортивный зал. Все - разные, и к каждому нужен свой подход, свой ключик потаенный. Звезд там нет, да и известных актеров там немного - к примеру, Наталья Рычагова, которую мы помним в первую очередь по роли в легендарных «Офицерах» (0+). Из мальчишек профессиональным актером стал лишь Андрей Харыбин - наиграл много, но в основном в сериалах всяческих начальников и директоров. С тем пареньком, что мы видим в «Тренере», доложу я вам, у него мало общего. А Рыжаков прекрасен - играет тонко и точно, на крупных планах и полутонах.

«Центр нападения» (0+) - кино из совсем уж дальнего далека, изделие образца 1947 года.

«Центр нападения» (0+).

Тоже конфликт из-за отъезда в другой город лидера команды - центрального нападающего футбольной команды «Метеор» Андрея Кравченко, которого играет Виталий Доронин. Помните такого? Помните-помните - однозначно! «Свадьбу с приданным» (12+) наверняка ведь смотрели? Ее-то и показывают, и цитируют в разных телепередачах регулярно. Потому как там Вера Кузьминична Васильева и Татьяна Ивановна Пельтцер. А Доронин играет неудачливого (не лучшего! Лучший - будущий муж Васильевой Владимир Ушаков) бригадира - того самого, кто «сердцем чист и не спесив».

Со звездами в «Центре нападения» бедновато. Однако имеется Юрий Лавров - да-да, отец всем известного Кирилла Лаврова. Хотя знатоков, безусловно, порадуют молодые и Борис Талмазов, и Андрей Сова, и пока еще никому неведомый Юрий Тимошенко, ставший чуть позже знаменитым Тарапунькой, который «и Штепсель». Комментатор, как и в «Хоккеистах», камео - на сей раз легендарный Вадим Синявский. Футбол, кстати, в фильме снят на удивление хорошо. На мой взгляд, гораздо лучше, чем в самом известном кино той эпохи об этом виде спорта - ленте «Вратарь».