В искусствоведении есть один чрезвычайно удобный термин - «бродячий сюжет».

Если автор, ленясь напрягать извилины, заимствует сюжетную схему у известного произведения (причем до плагиата все же не доходит), и объяснить это ничем, кроме лени, нельзя… то по отношению к школьнику учитель в таком случае грубовато, но честно скажет: «Он передрал». Если же мы имеем дело с кем-то повзрослее, спасает палочка-выручалочка - формулировка «автор использовал бродячий сюжет», волшебным образом снимающая все претензии к оригинальности. Мол, их же немного (и на самом деле немного), так что никто не виноват, если каждый сюжетный поворот можно предсказать заранее.

И вот на этой неделе мы окажемся в гостях у целой компании таких «бродячих сюжетов».

…На вечеринке главный герой принял лишнего и изменил своей любимой девушке. Факт измены был зафиксирован на видео, и теперь ему нужно во что бы то ни стало найти эту пленку. Что это - восемнадцатилетней давности американская комедия «Дорожное приключение» (18+) с Шоном Уильямом Скоттом?

Нет, это современная российская комедия «Днюха!», спродюсированная Тимуром Бекбамбетовым. Сценаристы «Днюхи!» настолько увлеклись бродячим сюжетом, что «бродячим» у них стал даже слоган. «Дорожное приключение» - увлекательное и незабываемое»; «Днюха!» - такое не забывается!» Естественно, первоисточник вдохновения никто упоминать не стал.

Справедливости ради отмечу, что режиссер фильма Роман Каримов известен любителям отечественного артхауса своими ранними картинами «Неадекватные люди» и «Вдребезги». Так что в принципе «Днюха!» небезнадежна, особенно если у зрителя плохая память на старые комедии.

Сотруднику органов правопорядка предстоит доставить в зал суда важнейшего свидетеля. Их путь короток, но для них он окажется длиннее жизни, поскольку на каждом шагу их поджидает смерть. «16 кварталов» с Брюсом Уиллисом? «22 мили» (18+) с Марком Уолбергом! Создатели этой ленты превратили алкаша-полицейского в тренированного суперагента, перенесли действие в Индонезию, добавили политически актуальной тематики, но на названии их фантазия не выдержала и почила в бозе. Помимо Уолберга, в «22 милях» в роли второго плана также снялся Джон Малкович, режиссер ленты - Питер Берг («Хэнкок»): как и в случае с «Днюхой!» для приятного просмотра рекомендуются провалы в памяти.

Приключенческая картина «Альфа» - это бродячий сюжет особого рода. В том смысле, что с ним также работал лентяй, но очень и очень хитрый.

«Альфа» (12+).

…Доисторическая эпоха, времена кроманьонцев. Главному герою, чтобы выжить, предстоит совершить далекое путешествие, в котором его спутником, а затем и другом становится волк… Можно представить такой диалог: «Это «Борьба за огонь» Жана-Жака Анно?» - «Что вы, там неандертальцы, а тут кроманьонцы, и там была приблудная девушка, а тут приблудный волк!» - «Может, «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту?» - «Конечно, нет - у нас же доисторическая эпоха!»

Зовут этого хитрована Альберт Хьюз («Книга Илая»), и он не только сценарист, но и режиссер «Альфы». Критикам эта лента понравилась; однако хвалили ее не за сюжет, а за умелую реконструкцию первобытной эпохи.

«Отель «Артемида» (18+).

Далее нас ждет встреча с футуристическим триллером «Отель «Артемида», самой необычной новинкой этой недели. С этим фильмом на экраны вернулась после пятилетнего перерыва Джоди Фостер, в роли не второстепенной, а главной, и к тому же совершенно нехарактерной и для ее творческой манеры, и для возраста. Напрашивающаяся параллель - Сигурни Уивер в «Чужих»: космический корабль - спецотель в Лос-Анджелесе будущего, инопланетяне - гангстеры, Джоди Фостер (по фильму - хозяйка отеля) будет разить врагов не столько огнестрельным оружием, сколько железным характером и харизмой. Но если не обращать внимания на все эти мелочи, можно порадоваться возвращению не только Джоди Фостер, но и лейтенанта Хелен Рипли.

«Не волнуйся, он далеко не уйдет» (18+).

Биографическая драма «Не волнуйся, он далеко не уйдет» предназначена для любителей артхауса. Фильм участвовал в конкурсе Берлинского фестиваля, и хотя остался без призов, похвалами критики обделен отнюдь не был. Основное достоинство ленты - Хоакин Феникс («Гладиатор») в главной роли видного американского карикатуриста Джо Каллахана, «нашедшего себя» в искусстве, после того как авария лишила его ног. По этому поводу можно, конечно, вспомнить «Игры разума» или «Военного ныряльщика», но здесь уже никто не виноват - просто в Голливуде такие картины принято снимать по одной и той же схеме.

«Голубая игуана» (16+).

Криминальной комедией «Голубая игуана» на этой неделе представлено кино британское. Как полагается уважающей себя британской криминальной комедии, сюжет «Голубой игуаны» изначально абсурден - мелких мошенников подрядили украсть… крупнейший в мире бриллиант! Лет пятнадцать назад такие картины любил снимать Гай Ритчи (например, «Большой куш»). Здесь Гая Ритчи нет, зато главную роль сыграл Сэм Рокуэлл («Семь психопатов»), крупнейший в современном кино специалист по разнообразным экстравагантным персонажам.

Как обычно, наш обзор мы завершаем новинками для детской аудитории… в которых нам опять-таки встретятся бродячие сюжеты.

«Принцесса и дракон» (6+).

Случайно найденная в библиотеке магическая книга переносит героев в волшебную страну сказок… «Кто ж не помнит классическое советское «Веселое волшебство!» - возможно, озадачитесь вы. Но удивительное - рядом. Создатели российского полнометражного мультфильма «Принцесса и дракон» в детстве, похоже, чудесным образом не смотрели отечественной сказочной классики. Правда, в советской картине главным действующим лицом была обычная школьница, а никакая не принцесса, да и на дракона бюджета тогда тоже не хватило. Но в целом новый мультфильм вполне подойдет и как своего рода тренажер памяти на тему «найдите десять отличий».

А вот создатели малайзийского полнометражного мультфильма «Вилли и крутые тачки» (6+) решили работать по-взрослому. В смысле бродячий сюжет они позаимствовали из лент с грифом «16+». Помните «Форсаж», «Такси», «Угнать за 60 секунд»? Здесь практически то же самое, только герой - не лихач-водитель, а лихач-автомобиль, который так же увлекается нелегальными гонками, так же из-за них попадает в беду, из которой выкарабкивается не без помощи прекрасного (только машинного) пола.