В СССР «дотелевизионной эпохи» количество кинозрителей зашкаливало - кинотеатр был во многих «новых» индустриальных городах чуть ли не единственным развлечением.

С другой стороны, Голливуд развивался при ожесточенной конкуренции со стороны других отраслей шоу-бизнеса.

Тем не менее современное направление киноиндустрии - это именно тотальный Голливуд. Почему? Потому что именно современный Голливуд и его менеджмент как к идеалу стремится к системе, где мнение зрителей абсолютно ничего не будет значить. «Большие боссы» будут определять все - от кассовых чемпионов до так называемых «шедевров современной классики». В связи со скорой раздачей «Оскаров» и неизбежно сопутствующей этому маркетинговой кампании фильмов-номинантов во всех СМИ следует иметь это в виду!

Абстрактные рассуждения? Не совсем. К тому, что мы смотрим в кинотеатрах, они имеют самое прямое отношение.

Начнем с фильма для детей - «Маленькая мисс Дулиттл» (6+). Есть такая немецкая писательница Таня Стьюнер. Она пишет книжки для самых юных читателей, первого-второго класса начальной школы. И вот два с лишним года назад в Германии сняли экранизацию ее произведений, премьера состоялась в мае 2018-го.

«Позвольте, но ведь на дворе уже январь 2020-го!» - удивитесь вы.

Ну так и картина же не из Голливуда! На самом деле странно то, что у нас вообще ее показали.

Сюжет в принципе понятен из названия, ведь наш доктор Айболит для всего остального мира - доктор Дулиттл. Маленькая «мисс Дулиттл» (немецкая девочка лет шести) зверей хотя и не лечит, но язык их понимает. С этим и связаны все приключения и в романах Тани Стьюнер, и в экранизации. Прокатный рейтинг «Маленькой мисс Дулиттл» у нас «6+». Думается, завышен - картина предназначена скорее для возраста «0+».

Есть и мультфильм для самых маленьких - «Риф. Новые приключения!» (0+).

«Риф. Новые приключения!» (0+).

Его плюс (думаю, все родители меня поймут) - всего 75 минут заявленного хронометража. Судя по названию, это какой-то сиквел или спин-офф. Но нет, все «оригинальное». (В кавычках, так как любой взрослый для всех якобы оригинальных поворотов сюжета «Рифа» тут же найдет какого-либо широкоизвестного предшественника.) А вот самые маленькие, «0+»… В общем, прокатный рейтинг «Рифа» практически равнозначен качеству мультфильма. «Алекс - рыба-попугай, которая мечтает стать супергероем. У его рифа появляется таинственный поток черной жижи. Тогда Алекс и его друзья - морской конек, угорь и рыба-окунь - уплывают, чтобы найти средство от этой угрозы и спасти свой дом…».

На экраны выходит фильм «Сквозь снег» (18+) Пак Чжун Хо - это повторный прокат картины, премьера которой состоялась в 2013 году.

«Сквозь снег» (18+).

Зачем повтор? Полагаю затем, что новая работа Пак Чжун Хо «Паразиты» (18+), получила первый приз в Каннах и будет претендовать 9 февраля на главный «Оскар». Отчего бы не заработать дополнительно на прежней? Поскольку семь лет назад постапокалиптическая картина о том, как после всемирной катастрофы вся человеческая цивилизация сосредоточилась в одном гигантском поезде, была, по мнению «больших боссов», неактуальной. Ведь все актуальное снимают только в Голливуде!

Кстати, картина получила широкую известность, заняла высокие места во всевозможных рейтингах, в этом году на ее основе планируется выпуск телесериала - безусловная современная классика.

Канадский фильм ужасов «Проклятие» (18+) шел под слоганом «Это никогда не позволит тебе сбежать».

«Проклятие» (18+).

Но надо было бы - «Это позволит продюсеру легко срубить деньжат». Было японское «Проклятие», был американский римейк «Проклятие», выросший в длинную франшизу, сейчас создатели американского (в том числе небезызвестный Сэм Рэйми) спродюсировали уже канадский римейк. Рейтинг на imdb.com 4,1/10… Но касса-то хорошая!

На «Проклятии» канадские премьеры не заканчиваются - есть еще «Маяк» (18+) и «Песня имен» (18+). Оба, правда, сняты в копродукции - «Маяк» с США, а «Песня имен» - с Венгрией.

«Маяк» по жанру - фильм ужасов.

«Маяк» (18+).

По сюжету - последняя четверть говорухинских «Десяти негритят» (0+) - в том смысле, что здесь всего два персонажа. Учитывая жанр и то, что фильм черно-белый, он явно сильно на любителя. Зато номинирован на «Оскар» за лучшую операторскую работу, в ролях - Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо. Паттинсон в последние годы изо всех сил старается, чтобы о его «Сумерках» (16+) все в мире забыли, так что в «Маяке» он не случайно.

«Песня имен» - артхаус a ля Павел Павликовский. Есть такой британский режиссер польского происхождения.

«Песня имен» (16+).

Он открыл, что в Западной Европе и в США восточноевропейского кино не знают, а потому брать сюжеты из наших фильмов 60-х можно совершенно безнаказанно и даже прослыть за гения. Сомневающихся отсылаю к его «Холодной войне» (18+) и для сравнения - к пьесе «Варшавская мелодия» Леонида Зорина. В «Песне имен» это же делается отнюдь не так явно, но не вспомнить те или иные классические ленты об эпохе Второй мировой (не только наши, но другие - в диапазоне от Фассбиндера до японской «Актрисы тысячелетия», 12+) будет очень трудно. Главный герой в те времена был мальчиком, жил в Лондоне, а вместе с ним в семье воспитывался другой мальчик - беженец с континента. Приемыш был потрясающим музыкантом, гениальным скрипачом, но накануне своего первого концерта куда-то исчез. И центральный персонаж дал себе слово найти его…

Главное достоинство «Песни имен» - актеры: Тим Рот и Клайв Оуэн украсят любой драматический сюжет. Но в целом ленту встретили холодно. Она прошла по нескольким крупным фестивалям, фурора нигде не произвела, показывалась в нескольких кинотеатрах в США с тайной мыслью попасть в номинанты «Оскара» (не получилось). Не то чтобы картина плоха, но есть лучше.

И напоследок - фарс во всех отношениях, отечественная фантастическая комедия «(НЕ)идеальный мужчина» (12+).

«(НЕ)идеальный мужчина» (12+).

Недалекое будущее. Главная героиня приходит работать в корпорацию, торгующую роботами-андроидами. Один из них оказывается с браком, но женщине кажется, что это не дефект, а так проявляется его влюбленность в нее…

Это называется киберпанком. Классика на эту тему - «Блейд-раннер» (16+) Ридли Скотта и «Ex machina» (16+) Алекса Гарланда.

«(НЕ)идеальный мужчина» - в главных ролях Юлия Александрова и Егор Крид, режиссер - Марюс Вайсберг («Бабушка легкого поведения» (16+), «Ржевский против Наполеона», 16+).