Мы об этом уже говорили, но все же осмелюсь повториться: как когда-то вымирание динозавров освободило нишу для людей, так и теперь исчезновение из проката блокбастеров освобождает место для потенциальных (пока!) кинематографических шедевров.

Не буду спорить: до шедевров все эти, образно говоря, экспонаты лавки кинематографических редкостей еще не доросли. Однако и среди примитивных млекопитающих мезозойской эры будущего хомо сапиенса нельзя было разглядеть даже с помощью самой необузданной фантазии.

Начнем с двух картин, которые по разным причинам не вышли в наш прокат, однако заслуживают самого пристального внимания любителей кино.

«Аниара: космическая обитель» (18+) - шведская (!) космическая фантастика, по стилистике - как если бы кубриковскую «Космическую Одиссею» (16+) снял Ингмар Бергман. Очень любопытные параллели есть и с «Солярисом» (12+) Тарковского. Фильм был снят еще в 2018-м, однако из-за шведского происхождения и пандемии прокатывался только на самых-самых артхаусных фестивалях. Сразу отмечу: это не «Звездные войны» (0+) и не «Дюна» (12+). Это жесткий шведский философский сай-фай о космическом лайнере будущего, который из-за случайной аварии сбился с курса и был вынужден отправиться в самую настоящую одиссею.

«Общага» (18+) - очередная экранизация Алексея Иванова.

«Общага» (18+).

На этот раз первоосновой стал роман «Общага-на-крови». Картиной в режиссуре дебютировал известный оператор Роман Васьянов. Премьера «Общаги» (18+) состоялась на «Кинотавре»: там лента имела успех, была награждена премией за лучший дебют, фестивальные критики предсказывали ей большой успех в прокате… Однако в кинопрокат «Общага» (18+) не вышла, а вместо этого была сразу запущена в онлайн. И вот у зрителей она вызвала гораздо более разноречивую реакцию! Равнодушных отзывов нет - посмотревшие разделились на тех, кому картина понравилась (их большинство), и тех, кому нет. К последним примкнул и автор этих строк.

У картины есть очевидные плюсы, отмечаемые всеми: отлично работающий актерский ансамбль (Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум, Юлия Ауг, Марина Васильева, Никита Ефремов), хорошая операторская работа, бодрое, непровисающее действие. Что же до минусов… Снимать фильм об общаге провинциального вуза 1984 года и не пригласить ни консультанта по языку, ни по быту, по-моему, чересчур. Так же как изобретать шекспировскую трагедию на фоне элементарной бытовухи (но тут уже претензии не только к сценаристам, но и к автору романа).

В общем желающих получить более реальное представление о советской молодежи тех лет отсылаю к «Курьеру» (16+) Карена Шахназарова и «Школьному вальсу» (0+) Павла Любимова.

Самый титулованный фильм из выходящих на этой неделе в кинопрокат - «Герда» (18+) Натальи Кудряшовой.

«Герда» (18+).

Картина снискала большой успех на фестивале в Локарно, где призом за лучшую женскую роль была награждена Анастасия Красовская, сыгравшая Герду. Это, кстати, был дебют Анастасии в кино. В Локарно «Герду» (18+) наградили еще и специальным призом, такой же по значению наградой картину отметили и на «Кинотавре». «Герда» (18+) сюжетно рифмуется с «Общагой» (18+): главная героиня - студентка Лера, только не из 80-х, а современная. Днем пытается учиться, а ночью подрабатывает стриптизершей под псевдонимом Герда.

Впрочем, возможно, выше всех фестивальных наград для «Герды» (18+) - отзыв о фильме Гаспара Ноэ, режиссера «Необратимости» (18+): «Это фантастически вдохновенное кино. В некоторых моментах экстремально грустное и страшное».

«Исчезнувший» (16+) - типичный представитель «вошедшей в тренд» жанровой формы, артхаусного триллера.

«Исчезнувший» (16+).

Картина снята в англо-французской копродукции, но французы здесь только в съемочной группе (в том числе сценарист и режиссер Кристиан Карион). Действие происходит в Шотландии, а в главной роли разведенного отца, чей живущий в другой семье сын пропал без вести во время отдыха в детском лагере, Джеймс Макэвой. Зрительские рейтинги умеренные, 6/10 на imdb.com, 5,9/10 на «Кинопоиске», но это обычные оценки для артхаусного триллера. Желающих познакомиться с этим субжанром поближе отсылаю к другой картине этого года - «Тихому омуту» (18+) с Мэттом Деймоном.

Картина «Эйфель» (16+) - галльская попытка перепеть типичную для Голливуда биографическую драму.

«Эйфель» (16+).

Все, как у американцев, только сняли французы с французскими акцентами: жил-был великий инженер Гюстав Эйфель, который в один прекрасный день влюбился, да так безоглядно, что вдохновился на постройку Эйфелевой башни. Американцы в центр сюжета таких лент ставят обычно спортивный момент, но французы есть французы. А лямур ком а лямур.

Фильм ужасов «Демоник» (18+), судя по зрительским рейтингам (4,2/10 на imdb.com) и критическим отзывам, типичный треш. Тем не менее, учитывая, что снял «Демоника» (18+) не какой-то безвестный ремесленник, а Нил Бломкамп («Район № 9», 16+), поклонникам жанра на ленту все-таки стоит обратить внимание.

«Демоник» (18+).

Известно, что произвели ее в буквальном смысле на коленке втайне от властей во время локдауна. Так что техническим огрехам удивляться не приходится. Самое интересное в «Демонике» (18+) - сюжет: «С помощью технологии, способной создавать проекции сознания других людей, героине удается заглянуть в разум своей матери. 20 лет назад она немотивированно убила 20 человек. Теперь ее дочь пытается отыскать мотив этого зверского преступления».

«Человек божий» (12+) - крайне редкая птица в отечественном кинопрокате. Во-первых, это греческий фильм. Во-вторых, биографическая драма о православном святом Нектарии Эгинском. Как и все такие картины, его крайне трудно как хвалить, так и критиковать: зрительские рейтинги у таких лент обращены к их морально-нравственным, а не художественным качествам. Впрочем, на Московском кинофестивале «Человек божий» (12+) наградили призом зрительских симпатий.

Ну и наконец для самых-самых маленьких зрителей - «ФиксиКИНО. Осенний марафон» (0+). Любимые герои из мультфильмов «Фиксики» (0+), «Смешарики» (0+), «Бодо Бородо» (0+) Нолик, Бодо Бородо, Ежик, динозаврик Рики и другие, и все это самой подходящей 45-минутной длительности для лиц дошкольного возраста.