Если попробовать выразить суть графика премьер отечественных лент одной фразой, вспоминается русская поговорка: «То пусто, то густо». Бывает, что наши новые картины в широком прокате не появляются месяцами. А бывает и наоборот. Итак, встречаем: отечественный прокат решил отметить начало славного июня 2018 года целыми тремя премьерами, да еще какими!
Любителям артхауса - «Лето» Кирилла Серебренникова, представлявшее нашу страну на главном конкурсе недавнего Каннского кинофестиваля и награжденное там двумя (правда, «внештатными») призами - за лучший саундтрек и лучший фильм (от журнала «Ле филм франсэз»). Тем, кто до сих пор без ума от незабвенных «Гардемаринов», - «Первые» Дмитрия Суворова. Наконец, поклонникам жанра экшен - «Решение о ликвидации» Александра Аравина. Что ни говори, разнообразие исключительное.
Есть, правда, одна тонкость. При просмотре этих картин зрителю придется так или иначе выключать голову, что-нибудь временно забывая.
Например, у автора этих строк есть один знакомый, который равнодушен к музыке как к искусству, а к русскому року вообще относится довольно иронически, хотя кто такой Цой или Майк Науменко, знает. Так вот, ему бы «Лето» Кирилла Серебренникова наверняка понравилось. И наоборот, кое-кто из фанатов Цоя (или Науменко) наверняка вышел бы из кинотеатра, как оплеванный, и повторил бы вслед за Борисом Гребенщиковым, что «сценарий фильма лжив от начала до конца».
Так что не нужно верить рекламе и воспринимать «Лето» как якобы биографическую драму о Викторе Цое. Это отнюдь не наш вариант «Дорз» Оливера Стоуна - скорее, «Лето» ближе к «Пятому в квартете» Йена Софтли: ностальгическая мелодрама о Ленинграде 1980-х, о молодых музыкантах, еще не успевших стать культовыми, и о любви.
Что же касается правды, то к «Пятому в квартете» у экс-битлов тоже были некоторые претензии (правда, не такие жесткие, как у БГ к «Лету»). В общем, забываем все, что мы знали о ранней эпохе русского рока, и наслаждаемся «Летом». Которое, повторюсь, оказалось, с точки зрения «чистого кинематографа», настолько качественным, что было отобрано на конкурс самого престижного кинофестиваля мира.
Что касается «Первых», то эта картина обрадует всех бывших и нынешних двоечников - поскольку им ничего не придется забывать. Всем же остальным надо будет предварительно прочистить мозги от остатков школьных знаний об освоении Сибири в XVII веке и о русских первопроходцах века XVIII. После этого и слоган фильма «Они открыли России Север» вы примете как истину в последней инстанции, и то, как изображены в картине Семен Челюскин, Василий Прончищев и Татьяна Прончищева, у вас не вызовет ни малейшего протеста.
Самое забавное, что авторы официального синопсиса к «Первым» кое-что из школьной программы еще помнят - и пишут в нем «о подвиге и любви супругов Прончищевых», в отличие от авторов сценария, для которых никаких таких супругов Прончищевых нет.
«А что есть?» - спросите вы. Есть один эпизод Великой Северной экспедиции 1733 - 1743 г., рассказанный в стиле пресловутых «Гардемаринов». То есть молодые герои (в действительности и Прончищеву, и Челюскину было уже далеко за тридцать), опасные приключения и любовный треугольник. Художники и декораторы изрядно потрудились, реконструируя жизнь и быт XVIII столетия, так что в этом отношении «Первые» по крайней мере выглядят исторически достоверными. В остальном же - чистой воды «Гардемарины»: сделать полноценный римейк режиссер Дмитрий Суворов («Одноклассницы-1, 2», «Суперплохие») почему-то постеснялся, хотя с Наилем Абдрахмановым, Евгением Ткачуком и Алиной Ланиной в главных ролях и с такими декорациями и костюмами это вполне можно было сделать.
Десерт - это, конечно, «Решение о ликвидации». В свете еще не закончившегося «скрипалиного скандала» поставленная при продюсерской поддержке ВГТРК и «Мосфильма» российская лента, чей синопсис начинается фразой «Особое задание спецгруппы ФСБ - ликвидация одержимого террориста Шамиля Базгаева», выглядит весьма пикантно. Правда, наши коллеги по холодной войне таких подвигов тоже не особо стесняются: есть «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу (о ликвидации Бен Ладена), есть «Мюнхен» Стивена Спилберга (об израильской операции «Меч Гидеона»), но там по крайней мере антагонисты именуются своими именами.
Так что забываем обо всем, что сотрясало мировую политику и прессу в последние несколько месяцев, заодно - все, что мы читали и слышали о чеченской войне, и с превеликим удовольствием смотрим наш ответ «Красному Воробью» - «Решение о ликвидации» Александра Аравина («Команда восемь», «Красная капелла»). В главной роли почему-то Игорь Петренко: вот нет чтоб пойти по голливудскому пути до конца и сделать главную героиню женщиной в исполнении какой-нибудь нашей Дженнифер Лоуренс! Что у нас, красивых актрис, что ли, нет?!
В этом отношении с западной, особенно американской, кинопродукцией зрителю проще. Всего-навсего забыл про логику и здравый смысл - и вперед, в кинотеатр!
Скажем, очередной фильм франшизы о Парке Юрского периода, «Мир Юрского периода-2», подразумевает, что самую первую ленту, «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, вы либо не смотрели, либо напрочь забыли. Иначе спасение обитателей острова динозавров от извержения вулкана - фабула ленты - вам может показаться несколько странной затеей. Однако всем известно, что в этой франшизе сценарий, так же как режиссура и актерская игра, - лишь бесплатные приложения к динозаврам и визуальным эффектам. Как говорил об этом дедушка Ленин, - «кино и цирк».
Американская комедия «Красотка на всю голову» предлагает отличный рецепт борьбы с жизненными неприятностями в виде излишних килограммов веса. Не нужно диет, не нужно регулярного фитнеса - просто стукните себе чем-нибудь по голове. Судя по фильму, все тогда будет, как у главной героини, - забудутся все физические недостатки, и жизнь покажется раем. В известном анекдоте про стройку и кирпич это характеризовалось фразой: «Я знаю эту девочку, она с тех пор всегда улыбается!» В роли улыбающейся девушки - Эми Шумер («Девушка без комплексов»).
Для тех же, кто не хочет ничего выключать и забывать, - «Реинкарнация» (18+). Режиссерский дебют Ари Астера, ранее известного лишь по короткометражкам, собрал очень сильный актерский состав: Тони Коллетт, Гэбриэл Бирн, Энн Дауд, Алек Вулф. Это уже плюс - значит, в сценарии, также написанном Астером, имеется некая изюминка. Сам сюжет связан с традицией английского хоррора о привидениях (хотя действие происходит в США): умирает мать семейства, вслед за чем начинаются странные и страшные происшествия, связанные с неким семейным проклятием. Критика встретила «Реинкарнацию» с восторгом, так что, вполне возможно, это самая умная лента недели.
Правда, чтобы оценить это, нужно как минимум нейтрально относиться к фильмам ужасов.