О самом нашумевшем телесериале весны этого года, «Чернобыль» (18+), по рейтингу обогнавшем даже «Игру престолов» (18+), наслышаны многие. Как и о жарких дискуссиях, разгоревшихся в Рунете по поводу исторической достоверности «Чернобыля». Они оказались настолько бурными, что о них - крайне редкий случай! - узнали и создатели. Любопытно их оправдание: «Мы знали, что было совсем по-другому, но могло быть и так, как у нас в фильме, поэтому мы так и сделали».

К чему я про это вспомнил? К выходу в российский прокат фильма «Курск». Наверняка у наших зрителей возникнут к нему примерно такие же вопросы с общим смыслом: «Зачем было врать?» В том гипотетическом случае, если его задать создателям «Курска», ответят удивленно: «А разве это вранье?»

В Европе и в США («Курск» снимался на английском языке, сценарий же к нему написал Роберт Родат - автор «Спасения рядового Райана» (16+) у местного широкого зрителя есть набор «априорных» штампов о российской истории и реальности. Поскольку же широкий зритель ошибаться не может, штампы эти закладываются как само собой разумеющееся в любой медиапродукт, касающийся нашей страны. Да, они действительно так думают - их этому еще в школе учили.

Другой вопрос: почему снимают именно про «Курск», а не про «Трешер»? И почему есть сериал про Чернобыль, но нет про Фукусиму? Вероятно, потому, что западной публике их СМИ толком не рассказывали ни про то, ни про другое. А вот про «Курск» и Чернобыль, да еще с массой красочных выдуманных подробностей, воспринимаемых как истина, - наоборот.

Если же отставить в сторону исторический аспект (хотя «Курск» изначально подавался как историческое кино), то фильм интересен еще и потому, что это кинематографический некролог студии Люка Бессона «Европа». Как раз во время съемок на ней «Курска» студия обанкротилась. Образно говоря, утонула в пучинах мировой киноиндустрии.

«Битва за Землю» (16+).

Еще одна новинка с потенциалом разочаровать - «Битва за Землю». И название, и реклама - все говорит о том, что нас ждет «День независимости 2.0». А на самом-то деле… О том, что зритель увидит на самом деле, красноречиво свидетельствует оригинальное название ленты «Captive State», по-русски «Плененное государство». Критики при этом проводят аналогии с «Прибытием» (16+) Дени Вильнева, а зрители - с фильмами про оккупацию, где вместо военных в фельдграу - пришельцы.

В общем, это не «День независимости» (12+) и тем более не «Звездные войны» (12+). Хотя режиссер Руперт Уайатт (тут реклама не соврала) действительно несколько лет назад снял «Восстание планеты обезьян» (12+).

«Та еще парочка» (18+).

Своя специфика и у комедии «Та еще парочка» (18+). Сценарий ее долго гулял по голливудским студиям (его даже внесли в неофициальный «черный список лучших нереализованных сценариев»), пока не попался на глаза Шарлиз Терон. Она заинтересовалась, привлекла Сета Рогена, они вместе спродюсировали постановку и исполнили главные роли. Фильм получил положительные оценки критики (в основном хвалили игру Терон и Рогена) и с успехом идет в мировом прокате. Но о чем же эта лента? «О том, как женщина - госсекретарь США - пытается избраться на пост президента, и о ее взаимоотношениях со своим спичрайтером», - сообщается в синопсисе. Единственная женщина - госсекретарь Америки, и к тому же баллотировавшаяся на пост президента, и к тому же блондинка (как и героиня Терон) - это Хиллари Клинтон. Учитывая, что Голливуд в полном составе «топит» за демократов - это отнюдь не просто комедия. И похвалы в ее адрес (81 процент «свежести» на Rottentomatoes.com) вызваны не обязательно ее высоким качеством.

Единственная российская премьера недели - мелодрама Оксаны Карас «Выше неба» (18+). Картина была представлена на фестивале «Кинотавр», получила высокую оценку критики; Виктория Толстоганова награждена за лучшую женскую роль. Оксану Карас вообще любят на этом фестивале - два года назад ее «Хороший мальчик» (12+) завоевал главный приз!

"Выше неба"

Говоря о ленте, вспоминают прежде всего Чехова, хотя драматургия здесь не только чеховская. Помимо истории любви между девушкой с пороком сердца, чья семья приехала отдыхать в пансионат, и местным «хулиганом», тут есть еще и некая детективная интрига. Мы же вспомним о том, что когда в фильм вставляют героя-инвалида, то чаще всего хотят манипулировать зрителем. Критика нередко такие манипуляции пропускает, зато публике они могут быть очень даже заметны. Учитывая, что мелодрама «Выше неба» получила приз не в целом за картину, а за актерскую игру (к тому же Толстоганова здесь - на втором плане), вполне возможно, что эти подозрения оправдаются.

И вот где подобные манипуляции точно есть - в двух других премьерных лентах, «Собачья жизнь-2» и «План побега-3» (18+). В первой собака будет главным героем, постоянно показываться крупным планом и даже говорить закадровым голосом: в Интернете ролики такого плана объединяют хэштегом #забавныеживотные. Картина снята специально для китайского кинорынка, где предыдущая «Собачья жизнь» (6+) оказалась очень по душе. Во второй - Сильвестр Сталлоне будет пытаться напомнить зрителям, что какие-то тридцать лет назад он являлся голливудской звездой фильмов экшн № 1. Сама лента - боевик о побеге из тюрьмы, Сталлоне - в главной роли: подумаешь, ему уже 72 года! Тем более что совсем скоро появится «Рэмбо-5» (16+).

«Собачья жизнь-2» (6+).

Расчет здесь одинаков: любите собак/Сталлоне, посмотрите «Собачью жизнь-2»/«План побега-3», а над качеством можно особо и не заморачиваться. Все равно ведь посмотрите! И между прочим, будете смеяться.

Среди новинок есть кино... про психологические манипуляции - «Стокгольмский синдром» (18+). Фильм основан на реальной истории того самого банковского грабителя из Стокгольма 1972 года, в которого влюбились взятые им заложники и благодаря которому появился этот термин. Лента - малобюджетный «проект для души» Итана Хоука, снявшегося в главной роли и привлекшего к участию шведку Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона» (18+). Самое удивительное: хотя лента сделана и без претензий, но критика оценила ее довольно высоко, ставя в один ряд с классикой американской криминальной комедии.

И напоследок - специально для любителей фильмов ужасов и творчества Джеймса Вана «Проклятие Аннабель -3» (18+). Если вам ни то, ни другое не интересно, или вы «не в курсах», кто такая Аннабель, картина вам едва ли понравится. Остальным же сообщаем - автор предыдущих двух «Аннабель» (18+) Гари Доберман по-прежнему у руля (триквел стал еще и его режиссерским дебютом), как и Джеймс Ван, а в придачу к одержимой кукле зрителей ждет встреча с толпой других кошмарных артефактов. В общем, как писали в старой рекламе, «Приходите ужасаться и захватите с собой валидол!».