Молодым дорога не везде

Количество ДТП, случившихся на дорогах Кольского края по вине молодых, то есть со стажем менее двух лет, водителей по итогам 11 месяцев этого года выросло на 35 процентов. И это вызывает серьезное беспокойство сотрудников ГИБДД.

- По вине водителей с небольшим стажем произошло уже 57 ДТП, это нас тревожит. При этом пять человек погибли, - рассказал на пресс-конференции начальник регионального ГИБДД Алексей Тарунин.

Он привел несколько последних примеров. Так, в минувший вторник на автоподъезде к Мурманску со стороны Североморска водитель «Рено», получивший права лишь в январе, выехал на встречную полосу и врезался в «Ладу». Оба водителя с серьезными травмами были госпитализированы.

Тяжелее оказались последствия двух аварий, случившихся в конце прошлого месяца. 25 ноября на трассе «Кола» в Печенгском районе девушка с водительским стажем менее двух лет не справилась со своим ВАЗ-2109. Автомобиль занесло и выбросило на встречную полосу, где он врезался в другую машину. Девушка погибла.

Двумя днями позже в районе отворотки на Заозерск водитель «Лады», получивший удостоверение в Дагестане в нынешнем январе, тоже не справился с управлением, зацепил колесом правую обочину, вылетел на встречную полосу - прямо в автобус. Молодой человек погиб.

- Тенденция нехорошая, поэтому всех водителей с небольшим стажем я призываю быть очень внимательными, не надеяться на авось, двигаться очень осторожно, тем более в условиях недостаточной видимости, а также когда состояние проезжей части не позволяет четко контролировать процесс движения, - заявил Алексей Тарунин.

Он напомнил, что острую проблему качества подготовки водителей в автошколах пытаются решать на всех уровнях власти. Корректируются то программы обучения, то методика приема экзаменов. Не так давно МВД РФ выдвинуло еще одну идею: чтобы автоинспекторы принимали экзамен только «в городе», то есть оценивали реальные навыки претендента и то, насколько он умеет применить их на дороге. При этом «городок» и «теория» как экзамены должны сохраниться, но принимать их будет сама автошкола. Это, по мнению авторов идеи, должно стимулировать учебное заведение повысить качество подготовки и не выпускать на улицы «сырых» водителей. Кстати, статистика говорит, что после обучения экзамены в ГИБДД с первого раза сейчас сдают не более половины выпускников.

Капризный снег

Всего за 11 минувших месяцев на дорогах Мурманской области зарегистрировано 775 ДТП, в которых 57 человек погибли и 1075 получили различные травмы. В целом число погибших в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличилось на 5 процентов. Однако в первом полугодии рост составил аж 60 процентов. К этому привели сразу несколько трагичных аварий в начале года, в каждой из которых погибли от двух до четырех человек.

Еще одним фактором может являться, хоть и немного сократившаяся, но все еще положительная динамика увеличения количества машин в городе. Да и капризная погода норовит побить все новые рекорды.

- Если говорить о погодных условиях, то в этом разрезе трагический отсчет у нас начался с 5 октября, когда в области выпал первый снег. И с этого времени он не лежит стабильно, а подтаивает днем и замерзает ночью, что только ухудшает дорожную ситуацию, - отметил Алексей Тарунин. - Как показал небольшой анализ, за этот период - с 5 октября - из 213 произошедших ДТП почти треть пришлась на съезды в кювет и опрокидывания.

Не самая спокойная ситуация складывается и на трассе «Кола». Здесь происходит каждое седьмое происшествие. При этом именно на Ленинградку приходится сорок процентов всех погибших - 23 человека.

Основными причинами аварий, что на трассе, что в городе, остаются выезд на встречную полосу (91 ДТП), неправильный проезд перекрестков (117) и пешеходных переходов (76).

Есть и хорошие новости

Хотя в последнем случае стоит отметить, что, несмотря на цифры, самим пешеходам, похоже, удается все искуснее уворачиваться от машин. Число наездов на взрослых и на детей в сравнении с прошлым годом сократилось.

- Это положительная тенденция. И она говорит о результатах целенаправленной системной работы всех уполномоченных органов власти, в которой активное участие принимают также муниципалитеты, - подчеркнул глава региональной ГИБДД, чьи подчиненные все же вносят основную лепту. И в этом году количество привлеченных к ответственности увеличилось как среди водителей, игнорирующих зебру, так и среди самих пешеходов.

Впрочем, по его мнению, не последнее место в этом раскладе играют и сами пешеходы, которые наконец начинают более трепетно относиться к собственной безопасности.

Еще одна хорошая новость - сокращение числа ДТП по вине водителей автобусов. Их рост на 5-10 процентов ежегодно наблюдался еще с 2014-го, но в этом году ситуацию удалось переломить. Причина тому - опять-таки слаженная работа Госавтоинспекции и органов власти. В частности, в этом году было проведено четыре операции «Автобус», в ходе которых проверено более 10 тысяч пассажирских транспортных средств и выявлено множество нарушений.

Однако, как заметил выступавший, пассажироперевозчики тоже стараются принимать меры, активно обновлять свои автопарки, с тем чтобы как можно реже попадать в поле зрения госавтоинспекторов.

Авария - путь к уголовному делу

Что касается нетрезвых водителей, то число ДТП с их участием с начала года немного сократилось, хотя в 16 случаях именно они стали виновниками гибели людей. Да и количество самих пьяных за рулем остается практически без изменений. Их задержано более 2,5 тысячи. При этом в 333 случаях возбуждены уголовные дела в отношении автомобилистов, которые ранее уже были лишены прав за пьянку за рулем.

Еще 105 уголовных дел возбуждены в этом году по фактам ДТП с тяжким исходом. Как уточнил второй участник пресс-конференции, замначальника специализированного отдела по расследованию дел о ДТП следственного управления регионального УМВД Юрий Нагорняк, 91 дело уже передано в суд.

Впрочем, призвать к ответу виновных в тяжких авариях удается не всегда. Так, в возбуждении уголовных дел было отказано в пяти случаях, когда следователи установили, что причиной гибели водителей стали их собственные действия.

Из тех, чья небрежность за рулем все-таки попала под действие Уголовного кодекса, в этом году 14 человек были осуждены. Причем пятеро приговорены к лишению свободы условно, двое - к реальным срокам, четверо - к выполнению обязательных работ на сроки от полутора до 2,5 лет.

И чтобы не пополнить эту печальную статистику, нужно помнить пару жизнью доказанных истин - всегда держать дистанцию и тормозить педалью, а не головой.