Три штрафа за три дня - много это или мало? Инспекторы Росрыболовства, вернувшиеся из рейда вдоль побережья Белого моря, считают, что потрудились неплохо. Во всяком случае, веры в свою безнаказанность у орудующих в глухих уголках местных браконьеров явно поубавилось.

Рейс рыбоохранного судна «Анграпа» Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства длился две недели. К сожалению, большую часть времени занял переход в условиях шторма. Пароходик далеко не новый, свыше двух десятков лет оттрубил на промысле, но волну по-прежнему держит уверенно. Только скорость уже не та. Впрочем, компенсировали сей недостаток за счет предусмотрительно прихваченных с собой моторных лодок. По беломорскому мелководью все равно к самому берегу «Анграпе» не подойти.

Последний такой рейд по «браконьерским тылам» инспекторы рыбоохраны совершили год назад. Так что нарушители из местных успели отойти от испуга. Буквально через каждые десять метров дно перегорожено сетями. Период-то для проверки выбран не случайно - в разгаре был осенний ход атлантического лосося на нерест, когда из моря рыба плотным потоком устремляется в реки. Там она в свое время родилась, туда вновь тянет ее инстинкт. Правда, икры в рыбе пока нет, но браконьеров это не останавливает. Семга всегда ходовой товар. И жители депрессивных поселков на побережье, где постоянной работы днем с огнем не сыщешь, пользуются случаем поправить свое финансовое положение. Но закон есть закон. Тем более что...

- Ловят далеко не для себя, - подтверждает начальник рейса Николай Емельянов, - в основном на продажу. А мы им доходный бизнес перекрываем. Понятно, что встречали нас не радостными объятиями. С колами, врать не стану, не бросались. Но вполне серьезные угрозы слышать приходилось не раз. Составили за три дня активной работы три протокола об административных нарушениях. Это кого удалось схватить за руку, что называется, с поличным. Еще обнаружили около пятидесяти сетей. Их хозяева, возможно, с досадой смотрели на изъятие «рабочего инструмента» из береговых зарослей. Бывало, что владелец выходил к нам с матами-перематами, но в том, что это его добро, естественно, не признавался. Доказать сложно.

Как бы то ни было, проведена большая профилактическая работа. Места там труднодоступные. Дорог нет. С берега инспекторам к нарушителям не подобраться. Только воздушным транспортом или с моря. Хотя и в последнем случае элемент внезапности существенно снижался: к берегу на «Анграпе» ближе 3-4 миль не подойти. Приходилось спускать катера. Оперативность страдала, признают инспекторы. И все же для браконьеров был неприятным сюрпризом приход в их «вотчину» рыбоохранного судна.

- «Да откуда вы только взялись?» Так нас удивленно спрашивали жители прибрежных поселков - хоть Чаваньги, хоть Чапомы, - говорит с усмешкой старший государственный инспектор Ярослав Комарницкий. - Что касается суммы штрафа - от одной до двух тысяч рублей, - то она даже в этих небогатых поселках мало кого пугает. Местные жители прекрасно знают все пути миграции ценной рыбы, сети выставляют профессионально. Все давно «схвачено», у каждого строго свой участок. Такое впечатление, что там никакой власти вообще нет, никто их с берега не беспокоит. Лови - не хочу. И ловят...

- Вспоминается такой случай, - дополняет коллегу Николай Емельянов, - составляем на нарушителя акт, а рядом, в каких-то 200 метрах от нас, выплывает спокойненько на лодке другой и тут же собирается закинуть свою сеть. Прямо непрерывный конвейер.

Кстати, именно сети - главное богатство тамошних браконьеров. Купить импортную накладно, плетут по старинке сами из нити. Смотреть, как их сжигают инспекторы, для анонимных владельцев - душераздирающее зрелище. Но со временем приноровились к не до конца продуманным законам. Знают, в случае уплаты штрафа сеть им вернут. Так что порой легче заплатить пару тысяч и получить назад свое сокровище, чтобы завтра снова расставить его на полюбившемся участке. Но ведь так вряд ли будет продолжаться вечно.

- Подобные рейсы, - говорит Николай Емельянов, - планируется проводить на постоянной основе. Весной, когда начинается летний ход рыбы, и, как сейчас, осенью. Больше станет и судов. В этом году - два. Их наше управление арендовало у рыбопромышленных компаний. Одно ориентировано на работу в открытых арктических водах, где находятся основные промыслы мурманчан. Другое будет контролировать устья рек во время рыбохода.

Стоянка в родном порту у «Анграпы» получилась недолгой. Уже через два дня судно вновь вышло в море. На этот раз - в район промысла сайки. Он сейчас в самом разгаре. Значит, и инспекторам работа найдется. В Мурманск они вернутся в начале следующей недели.

Фото:
У инспекторов Росрыболовства свой «улов». Фото из архива ББТУ.
Андрей ПОПОВ