«Мама, положи на этот номер деньги. Я попал в беду, позвоню позже» - подобные СМС-сообщения получал, согласно статистике, каждый второй абонент сотовой связи. Мошенники действуют наудачу, и, к сожалению, довольно часто удача оказывается на их стороне.

Не обошла эта проблема и Мурманскую область: число зарегистрированных телефонных мошенничеств за год увеличилось почти втрое.

Подобные преступления совершаются и по другим схемам, причем нередко орудием становится не телефон, а компьютер. Сегодня мы расскажем вам о наиболее распространенных.

- Мне на мобильник поступило сообщение, что заблокирована банковская карта, после чего я сразу перезвонил по номеру абонента, - рассказывает апатитчанин, ставший жертвой мошенников. - Ответил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности Сбербанка и сообщил, что со счета моей карты неизвестный человек оплатил покупку в интернет-магазине, поэтому карту заблокировали. Для разблокировки надо пройти к банкомату и произвести операции, следуя указаниям. Я сразу же пошел в ближайшее отделение Сбербанка, откуда вновь позвонил абоненту. Следуя его указаниям, я стал производить различные операции с банковской картой, суть которых не помню. Далее мужчина назвал новый пин-код моей карты - 9999. Эти цифры я ввел в банкомат и получил чек. Лишь потом обнаружил, что собственноручно оплатил услуги чужого абонентского номера на сумму 9999 рублей…

А вот история другой потерпевшей, тоже из Мурманской области:

- Позвонила незнакомая женщина, которая представилась налоговым инспектором и спросила, приобретала ли я медицинские препараты. Я ответила утвердительно, после чего та сказала, что мне положена компенсация - 300 тысяч рублей. Но чтобы получить ее, надо сначала заплатить налог 30 тысяч, причем блиц-переводом. Я назвала реквизиты своей сберкнижки, после чего из ближайшего отделения Сбербанка отправила перевод.

Понятно, что и эти 30 тысяч тут же перекочевали в карманы преступников…

Расследовать телефонные мошенничества непросто. Особенно потому, что зачастую потерпевшие и злоумышленники находятся в разных концах России. Более того, мошенники нередко занимаются своим промыслом, отбывая наказание в местах лишения свободы. И там преспокойно используют компьютерные базы абонентов телефонной связи, сотовые телефоны и даже ноутбуки. Подобные преступления настолько распространены, что стали даже эпизодами телесериалов. Однако люди смотрят эти сериалы, ахают, обсуждают и… продолжают попадаться на удочку.

Способы мошенничеств различны, но, как правило, преступники играют на родительских чувствах. Кстати, основную массу потерпевших в таких ситуациях составляют женщины.

В конце прошлого года мурманские милиционеры направили в суд уголовное дело по обвинению трех человек в 15 эпизодах мошенничества, совершенных с помощью мобильной связи. Обвиняемые отбывали наказание в 17-й исправительной колонии Мурманска. С мобильника звонили на стационарные телефоны пожилым жителям Колы, представлялись родственниками, попавшими в милицию, и умоляли срочно передать курьеру от 5 до 30 тысяч рублей. Роль последнего исполнял находившийся на свободе посредник. Получив деньги, он переправлял их потом организаторам в колонию.

Самая популярная история, которую рассказывает взволнованный голос в трубке, - ДТП с потерпевшими: «Папа, я совершил аварию, сбил человека…» Но энная сумма денег, дескать, может спасти от сурового наказания. Только надо быстро, прямо сейчас заплатить!

Ну а если намеченная жертва не узнает родственника по голосу? К этому преступник готов. «Сынок» обычно сообщает, что после аварии у него разбито лицо или повреждена челюсть - нормально говорить не может. Следом трубку берет подельник, который представляется сотрудником милиции и сообщает душераздирающие обстоятельства ДТП. Кстати, во время разговора мошенники стараются окольным путем выяснить, насколько жертва состоятельна, чтобы поглубже залезть в карман. Хотя, если родной человек оказался в беде, разве можно скупиться?!

Нередко деньги передаются через посредника. Но сегодня все чаще используется банковский блиц-перевод: полтора-два часа - и сумма уже в бумажнике преступника.

Как защититься от подобного мошенничества? Универсальный способ - не быть чересчур доверчивым. Постараться сохранить трезвый рассудок, какие бы страсти вам ни расписывали.

Если звонок поступил с незнакомого номера, а человек выдает себя за родственника и требует финансовой помощи, обязательно задайте два-три вопроса личного характера. Спросите, например, как зовут других ваших родственников или где находится дача, куда он ездил отдыхать в последний раз, и так далее. Не стесняйтесь: действительно близкий человек поймет ваше поведение, зато чужого подобные вопросы помогут разоблачить.

Получив же сообщение о проблемах родных от третьего лица, постарайтесь любым способом связаться с тем, о ком идет речь. Если не удастся, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

«Приз»

На мобильник приходит СMС-сообщение о выигрыше приза. После того как владелец телефона связывается с приславшим сообщение, ему сообщают, что необходимо предварительно оплатить сопутствующую услугу или налог через систему денежных переводов. Где окажутся эти деньги, уже понятно.

«Платный код»

Звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора. И предлагает подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код… Который на самом деле является комбинацией цифр, позволяющей перевести средства со счета абонента мошенникам.

«Штрафные санкции» оператора

«Сотрудник» оператора сотовой связи сообщает, что при замене тарифного плана вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т. д.). И за это нужно заплатить штраф в определенном размере, отправив данные карт оплаты на некий номер. То есть, естественно, мошенникам.

«Ошибочный перевод средств»

Человек получает СMС, сообщающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».

Проверьте баланс вашего счета, чтобы удостовериться, что он был в действительности пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.

«Короткий номер»

Компьютер пользователя заражается вирусом, который блокирует устройство и для разблокировки требует отправить СMС на короткий номер. В результате отправки со счета мобильного телефона списываются крупные суммы денег.

Вариант: на мобильный телефон приходят сообщения с различным содержанием и просьбами отправить ответную СMС на короткий номер (результат тот же).

«Продвинутый» вариант: пользователь сам устанавливает на свой телефон скачанное через Интернет программное обеспечение например, якобы позволяющее установить местонахождение любого абонента либо получить доступ к информации на его сим-карте. Однако в программе замаскирован вирус. После установки он начинает активно отправлять сообщения на короткие номера, обнуляя баланс абонента. Рассылка вируса также производится на номера, записанные в памяти телефона, - для заражения других аппаратов.

Код для разблокировки монитора можно найти на сайтах компании Dr.Web (http://www.drweb.com/unlocker) и «Лаборатории Касперского» (http://support.kaspersky.ru/viruses/deblocker).

Если вы заметили, что мобильный телефон самостоятельно рассылает сообщения, необходимо обратиться за помощью к оператору связи, вынуть сим-карту из телефона, обратиться в сервисный центр, где в аппарате поменяют операционную систему и установят антивирусную программу для мобильных телефонов.

«Акции» оператора

Абонент получает сообщение об акции, проводимой его мобильным оператором. По условиям «акции», человек до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) коды нескольких карт оплаты. Естественно, в конце концов выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.

Что делать? Свяжитесь с клиентской службой своего оператора и уточните, проводится ли названная вам акция, выдача призов, предоставление эксклюзивных услуг или взимание штрафов. Ни в коем случае не действуйте под диктовку звонящего, не набирайте никаких цифровых кодов, не отправляйте «бесплатных» сообщений.

Для абонентов МТС: реальную стоимость отправки СMС на конкретный короткий номер можно узнать, отправив знак вопроса на интересующий короткий номер и дождаться ответа. При получении сомнительных сообщений и звонков можно также обратится на горячую линию МТС, переслав полученное СMС на номер 1911 или позвонив по телефону 0890.

Для абонентов «Мегафона» по номеру 0500 работает горячая линия «Мегафон» против мошенничества». Абонентам «Билайна» предлагается звонить на горячую линию по номеру 068044. Всю информацию о попытках мошенничества с использованием сотовых телефонов операторы «большой тройки» передают в управление «К» МВД России.

«Фишинг»

Название этого вида мошенничества по-английски означает рыбную ловлю. Для «рыбаков» желанной добычей тут являются данные чужой пластиковой карты. А мутной водой - пространство Интернета.

Злоумышленники веером рассылают электронные письма от имени банков или платежных систем. Пользователю предлагается зайти на сайт, который является точной копией настоящего. На нем вывешено объявление, например, об изменении системы безопасности банка. Чтобы и дальше использовать пластиковую карту клиента просят указать содержащиеся на ней данные и пин-код… Только сделав это, человек фактически преподнесет мошенникам деньги на блюдечке. Ведь данные необходимы для изготовления поддельной пластиковой карты и обналичивания средств, содержащихся на счете.

Следует помнить, что банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят клиентам с просьбой предоставить персональные данные. В крайнем случае вам предложат приехать в банк лично, но и тогда законопослушный сотрудник банка не потребует назвать пин-код карты. На подобные письма и звонки просто не следует реагировать.

Татьяна БРИЦКАЯ