Год назад вступил в силу закон об основах государственного регулирования торговой деятельности, соблюдении антимонопольных правил в этой сфере. Он призван регулировать взаимоотношения поставщиков и торговой сети, защищая интересы как одной, так и другой стороны.

Контроль за его соблюдением возложен на Федеральную антимонопольную службу. И, как отметил недавно на заседании коллегии ведомства его руководитель Игорь Артемьев, планируется вести постоянный мониторинг ситуации. Прежде всего на отечественных рынках моторного топлива, лекарственных средств и продовольствия. Но при этом эксперты ФАС не намерены ходить по продуктовым магазинам. «Нам вообще у ларьков делать нечего - это конкурентный рынок», - подчеркнул Артемьев.

По его мнению, внимание сотрудников службы должно быть привлечено к крупным объектам, злоупотребляющим своим доминирующим положением. Например, к нефтеперерабатывающим заводам. Или молокозаводам и мясоперерабатывающим предприятиям, которые нарушают закон о конкуренции при закупках сырья у аграриев или завышают цены на свою продукцию.

По поручению ФАС России его Мурманское управление проводит ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарства, ежемесячно контролирует цены на цемент, еженедельно - рынки социально значимой группы продовольствия, оптовые и розничные цены на нефтепродукты, в том числе авиационный керосин. В конце прошлого года был зафиксирован резкий скачок цен на топливо. Но, как было отмечено на пресс-конференции управления ФАС по итогам года, нарушений антимонопольного законодательства автозаправками установлено не было: скачок вызвало повышение цен заводами-производителями.

Сотрудники управления постоянно проводят внеплановые проверки. За нарушения правил торговли грозит штраф до 5 миллионов рублей.

- Одной из главных особенностей нашей работы в прошлом году стало применение наказаний за нарушения антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц органов власти и управления, - отметила и. о. руководителя УФАС по Мурманской области Ирина Попова. - А нарушений со стороны органов власти стало больше. Прежде всего в сфере ЖКХ. Это либо бездействие, либо, хуже того, лоббирование чьих-то интересов в процессе выбора управляющих компаний. Они были выявлены в Видяеве, Североморске, Ковдоре, Никеле, Заполярном, Оленегорске. Восемь должностных лиц привлечены к ответственности с выплатой штрафов. При обжаловании в судах штрафы признаны правомерными и уже практически все уплачены.

Одно из выявленных УФАС нарушений напрямую коснулось каждого из нас. В августе Мурманский комбинат хлебопродуктов неоднократно увеличивал цены на производимую им муку. Рост составил 7-14 процентов. При этом руководство предприятия ссылалось на рост отпускных цен на муку и зерно по всей России, связанный с неблагоприятными природными условиями. Однако анализ документов показал: зерно в начале августа комбинат не приобретал и до закупки его новой партии имел экономическую возможность сохранить прежний уровень цен. А значит, их повышение было необоснованным.

Аналогичное нарушение было допущено и в ОАО «Хлебопек», которое повысило цену производимого хлеба непропорционально затратам на закупаемую муку. В итоге на эти предприятия были наложены штрафы - около двух миллионов рублей на каждое.

На пресс-конференции было упомянуто и нашумевшее «дело о шлагбауме». ОАО «Аэропорт Мурманск» сдало часть привокзальной площади в аренду ООО «РОС СТАР», которое установило контрольно-пропускной пункт и шлагбаум при въезде в аэропорт. В итоге все въезжающие на площадь перед аэропортом, в том числе и клиенты предпринимателя, уже организовавшего автостоянку, вынуждены были платить еще и за проезд. Таким образом, названные юридические лица нарушили часть 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Антимонопольная служба потребовала обеспечить беспрепятственный проезд клиентов предпринимателя по территории привокзальной площади аэропорта, на «РОС СТАР» наложен штраф в размере одного процента от полученной выручки. Предписание исполнено. Вопрос о демонтаже шлагбаума пока окончательно не решен. Впрочем, и контроль за этим находится не в компетенции УФАС.

В целом же в прошедшем году ведомство возбудило 73 дела по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции». Нарушения обнаружены в 42-х. Вынесено 19 предписаний, 8 из них исполнены, 11 - в стадии исполнения.

Не все благополучно и с соблюдением Закона «О рекламе». Сумма уплаченных провинившимися штрафов по сравнению с 2009 годом выросла более чем в два раза - с 450 тысяч рублей до миллиона. Наибольшее число нарушений здесь связано с оказанием медицинских и косметологических услуг. Главные - отсутствие предупреждений о противопоказаниях и необходимости предварительной консультации специалистов, а также реклама услуг, требующих лицензии, которой у компании нет. Почему-то особенно отличились в этом предприниматели Кировска и Апатитов. Например, в газетной рекламе апатитской студии эстетики кроме прочего предлагались ультразвуковой пилинг, парафинотерапия и ультрафонофорез. Они относятся хоть и к простым, но все же медицинским услугам. А лицензии на их оказание не имелось.

Все более активного контроля антимонопольной службы требует соблюдение закона о госзаказах. Обращений по поводу его нарушений меньше не стало. За год таковых было около 260. Не все из них оказались обоснованными, некоторые объяснялись желанием либо затянуть процедуру размещения заказа, либо получить для себя привилегии. Реальные же нарушения нередко сопряжены с выдвижением требований, несвойственных предмету торгов.

Один из примеров, который привела на пресс-конференции начальник отдела Светлана Чеченина, - жалоба на действия отдела по размещению муниципального заказа администрации Мурманска. Он проводил открытый аукцион на право контракта на замену лифтов в жилых домах города на сумму около 52 миллионов рублей. И среди требований к претендентам было и такое: предоставить копию разрешения на оказание... услуг связи на территории Мурманска или РФ. Каким боком оно может касаться предмета торгов - замены лифтов? Органу, выставившему эти требования, выдано предписание об устранении нарушений. Виновное лицо оштрафовано на 30 тысяч рублей.

В целом по результатам проверок и рассмотрения жалоб за год выдано 72 предписания устранить нарушения законодательства о размещении заказов. Был наложен 191 штраф на общую сумму более трех миллионов рублей.

Всего же за год в управление ФАС поступило 862 обращения. Рассмотрено 362 дела, выявлено 139 нарушений. Привлечено к ответственности 28 юридических лиц, 108 должностных и 75 граждан. Наложены штрафы на общую сумму почти 9,8 миллиона рублей. Более 5,2 миллиона уже поступило в бюджеты всех уровней.

Юния ВАЛАМИНА