Уровень детского травматизма в нашем крае растет, как говорится, не по дням, а по часам. Об этом неприятном факте свидетельствуют цифры. Так, за первый квартал текущего года только в заполярной столице зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали дети, а нынче таковых уже 11. Этой теме и был посвящен круглый стол в областном управлении ГИБДД. Во встрече приняли участие сотрудники автоинспекции, представители мурманского комитета по образованию, а также настоятель подворья Трифонова Печенгского монастыря иеромонах Геронтий.

- Ребенок на дороге - это святое, поэтому любая травма, полученная при аварии, становится бедой и для родителей, и для госавтоинспекторов, - сказал исполняющий обязанности командира отдельного батальона дорожно-постовой службы (ОБ ДПС) Сергей Трофимов. - Показатели детского травматизма в нынешнем году просто поражают. Причем в 10 из 11 аварий виноваты водители. Автомобилистов ничто не останавливает, даже увеличение штрафа за непредставление преимущества пешеходам, который вырос со ста рублей до тысячи.

Инспекторы не могут назвать одну категорию нарушителей: на пешеходов наезжают и молодые водители, и те, чей стаж за рулем уже почти два десятка лет.

- Мы постоянно проводим с ребятами профилактические мероприятия, рассказываем, как правильно вести себя на дороге, - присоединилась к разговору старший инспектор по пропаганде ОБ ДПС Лариса Есипова. - И это приводит к хорошим результатам: перед тем, как перейти трассу, дети убеждаются, что их маневр будет безопасным. А вот как бороться с нерадивыми водителями, не знаем. Может, стоит перенять опыт других регионов? К примеру, в Красноярске пешеходы поднимают руку, давая сигнал автомобилисту, что они сейчас ступят на проезжую часть.

Это все теория, а на практике мы убеждаемся, что сбить человека могут в любом месте и в любое время. Так, на новогодних праздниках в два часа ночи на бабушку с внучкой, шедших по тротуару на улице Папанина в Мурманске, наехала машина и скрылась с места происшествия. В результате женщина была госпитализирована, 11-летняя девочка обслужена амбулаторно. Нарушителя нашли и наказали. Парой недель позже также в областном центре столкнулись два автомобиля. Один из них выехал на тротуар, где сбил мальчика, направлявшегося из школы домой. Как видим, даже предназначенная для пешеходов зона не является закрытой территорией для водителей.

- Соблюдение правил дорожного движения следует положить в основу воспитания людей, - выразил свое мнение иеромонах Геронтий. - Нынешняя довольно агрессивная жизнь приводит к неадекватным действиям: человек за рулем начинает думать о собственных проблемах, делах и не отдает себе стопроцентного отчета о ситуации на дороге. А ведь мы знаем, что автомобиль - это источник повышенной опасности, и нужно все внимание уделять вождению. Мне кажется, что в решении вопроса возросшего детского травматизма необходимо объединиться представителям областной и городской власти, ГИБДД, служителям церкви. Как вариант пропагандировать соблюдение правил во время праздников на площади Пять Углов, на других мероприятиях, где собирается много людей. Может, такие меры возымеют действие.

Пока же отец Геронтий предложил проводить открытые уроки по изучению правил дорожного движения в недавно открывшемся при подворье кинозале.

- Я практик и понимаю, что эту проблему за один день и даже месяц не решить, - подчеркнула начальник отдела воспитания и дополнительного образования учащихся Людмила Ананьина. - У нас есть опыт работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, и, надо заметить, мы добились хороших результатов: в 23 мурманских школах открыты классы с углубленным изучением ПДД, во многом благодаря участию ребят в различных конкурсах количество аварий с участием несовершеннолетних за пять лет снизилось на 60 процентов. Но этого мало, нужно искать новые формы и пути решения проблемы.

Людмила Александровна рассказала, что в сентябре-октябре в заполярной столице впервые среди родителей пройдет социологическое исследование, в ходе которого им предстоит ответить на вопросы, как они воспринимают проблему детского травматизма и как можно ее решить. Полученные ответы лягут в основу работы по обучению юных северян «дорожной» грамотности.

Еще одна идея, возникшая у участников встречи, - воспитание будущего водителя. К примеру, можно в качестве стимула школьникам, выигравшим на конкурсах по знанию правил дорожного движения, предоставлять скидку при последующем обучении в автошколе. Приглашать на уроки инструкторов автошкол, водить ребят на экскурсии в альма-матер будущих водителей... Конечно, результат появится не сразу, но лет через пять уже подрастет поколение более грамотных автомобилистов.

Екатерина АНДРЕЕВА