«Если руководящая партия, либо народ, либо армия, либо дворянство, которые вы считаете для себя наиболее полезными и важными с точки зрения своего достоинства, коррумпированы, вы должны следовать их настроениям и быть снисходительны к ним, и в этом случае честность и добродетель вредны». Говорят, авторство этих издевательских строк принадлежит самому Никколо Макиавелли, знаменитому деятелю эпохи Ренессанса, написавшему редкую по степени политического цинизма книгу «Государь». Живи Макиавелли сегодня, он бы очень быстро убедился, что часть наших сограждан, особенно те, кто занимает немаленькие посты, строит свою жизнь именно по этим правилам.

Когда сегодня государство выделяет на переоснащение своих вооруженных сил многомиллиардные бюджетные ассигнования, то на первое место выходит контроль за их расходованием.

Наш разговор с военным прокурором Северного флота полковником юстиции Евгением ТКАЧУКОМ о том, как исполняется российское законодательство при реализации гособоронзаказов и как органы военной прокуратуры ведут борьбу с коррупцией во флотских структурах.

- Евгений Деомидович, расскажите, какова общая ситуация по линии коррупционной составляющей на Северном флоте?

- Мы уже подвели итоги работы по этому направлению за прошлый и первую половину текущего года, поэтому готов говорить и о фактах, и о тенденциях. В первую очередь мы столкнулись с тем, что ряд подрядных организаций, предприниматели-субподрядчики и должностные лица флота, используя несовершенство действующего законодательства и при отсутствии в некоторых случаях надлежащего ведомственного контроля, а то и при прямом попустительстве ответственных за это воинских командиров и начальников, расхищали деньги, выделенные бюджетом на нужды обороны. Например, начальник службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) тыла Северного флота полковник Сергей Клейменов заключил три госконтракта с ООО «Спецюгстрой» на ремонт резервуаров, в которых хранятся нефтепродукты, используемые для флотских нужд. И хотя не все договоры были исполнены в должном объеме, Клейменов подписал без всякой проверки акты приемки работ. Тем самым государству был нанесен ущерб в размере полутора миллионов рублей. В отношении Клейменова сейчас возбуждено уголовное дело.

Поражает, что даже высокие чины не брезгуют махинаторством. Будучи командиром Беломорской военно-морской базы СФ, вице-адмирал Олег Трегубов в 2006 - 2008 годах неоднократно обращался к руководителям ООО «Татнефть-Архангельск» с просьбами об оказании спонсорской помощи. Просил у них безвозмездно выделить дизельное топливо якобы для нужд воинских частей Беломорской базы, а также для подготовки и участия военной техники в праздновании Дня ВМФ. Предприятие пошло навстречу и передало адмиралу тридцать тонн ГСМ на сумму 687 тысяч рублей. Однако по приказу Трегубова полученное дизтопливо на учет поступивших материальных ценностей базы не поставили, а продали ООО «Экотех». Полученные от реализации топлива денежные средства Трегубов присвоил. Это выявилось в ходе прокурорской проверки. Было возбуждено уголовное дело, и предприимчивого адмирала, теперь уже запаса, решением Северодвинского гарнизонного военного суда оштрафовали на 687 тысяч рублей.

- Но ведь порой должностные лица идут на подобные преступления не по собственной инициативе, а из-за обещанных предпринимателями «откатов»?

- Конечно. Взять бывшего начальника морской инженерной службы (МИС) Гаджиевской базы подводных сил Северного флота подполковника Александра Суворова. Он не только подписал фиктивный документ приема-передачи якобы выполненного ООО «Трансэнергосервис» ремонта плавпричала, но и убедил поступить таким образом других членов приемной комиссии. В итоге предприятию незаконно перечислили более двух с половиной миллионов рублей. По требованию прокуратуры Суворова привлекли к уголовной ответственности.

Иногда хищения денег маскируются под выдачу премий личному составу, как это произошло в 61-м полку морской пехоты Северного флота. В январе прошлого года заместитель командира полка подполковник Наиль Якубов узнал от начфина подразделения старшего лейтенанта Александра Шарова о том, что в кассе финансовой службы осталось около пяти миллионов неизрасходованных бюджетных средств, подлежавших возврату в казну. Офицерами была придумана мошенническая схема увода денег в личное пользование. Якубов привлек к афере старшего помощника начштаба полка подполковника Эдуарда Чатуру, начфина Александра Шарова и бывшего помкомандира полка капитана запаса Юрия Лебедя. Были изготовлены поддельные документы о поощрении одиннадцати военнослужащих, в том числе Чатуры, Шарова и Лебедя, которым эти деньги были выплачены как дополнительные премии. Вмешалась военная прокуратура, и 13 мая 2011 года Заозерский гарнизонный военный суд признал трех офицеров виновными в совершенном преступлении и приговорил их к различным годам лишения свободы условно и большим штрафам. Незаконно полученные деньги вернулись государству.

Надо признать, что мошенники подходят к хищению государственных денег, а значит, денег налогоплательщиков, весьма изобретательно. Как, например, это проделал заместитель начальника МИС Северного флота полковник Александр Логинов. Вместе со своими знакомыми - руководителями ООО «Научно-производственная организация Инженерный центр экологической безопасности» и ООО «Мурманская водолазная компания» Алексеем Семенченко и Алексеем Верещагиным, которых он привлек к делу в качестве специалистов, были составлены фальшивые документы техосмотра одного из причалов, у которого базируются корабли СФ. Из этих бумаг явствовало, что причал сильно пострадал от шторма и ему требуется серьезный ремонт. Госбюджет выделил деньги - один миллион триста тысяч рублей, их-то и получили «специалисты». За что все участники этой аферы и попали на скамью подсудимых.

- Где были выявлены самые масштабные хищения денег?

- Большинство уголовных дел связано с ремонтами надводных и подводных кораблей ВМФ на судоремонтных заводах. Три года назад минобороны России заключило с директором СРЗ «Нерпа» Александром Горбуновым госконтракт на ремонт сухогрузного транспорта «Яуза» на сумму 598 миллионов рублей. Как мы потом установили, министерство выплатило аванс - 569 миллионов. Однако на ремонт ушла гораздо меньшая сумма, одну часть оставшихся средств Горбунов пустил на решение финансовых проблем завода, а другую - присвоил. Что же касается ремонтных работ, то их в действительности выполнили экипаж сухогруза и работники предприятия. Сейчас с обстоятельствами этой махинации разбираются военные следователи.

Уголовное дело было возбуждено и по факту заключенного генеральным директором предприятия «Звездочка» Федором Барашко с министерством обороны госконтракта на сервисное и техническое обслуживание ядерных энергоустановок (ЯЭУ) атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и одной из АПЛ Северного флота. Стоимость контракта - 357 миллионов рублей. Но, как позже выяснили сотрудники военной прокуратуры и специалисты управления Государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью минобороны, у «Звездочки» не оказалось лицензии на право работ на ЯЭУ. Действия генерального директора завода, по сути, есть не что иное, как незаконная предпринимательская деятельность, направленная на получение доходов в особо крупном размере.

- Наверное, «налево» уходят не только топливо и деньги, но и более существенное флотское имущество, например, морские суда?

- Было и такое. В данном случае речь идет о двух сухогрузах военно-морского строительного управления Северного флота «Пижма» и «Киржач». Они были взяты в аренду питерским ООО «Аспол морская транспортная компания». А потом в марте 1997 года должностные лица этой фирмы через тогдашнего начальника Мурманского торгового порта вывели суда из регистра и переоформили на зарубежные компании. Долгое время сухогрузы эксплуатировались вдали от России и об их судьбе ничего не было известно, пока в октябре прошлого года они не зашли в Мурманск. Здесь-то их и арестовали. Было возбуждено уголовное дело, и сейчас решается вопрос о возвращении судов обратно в собственность Российской Федерации.

Сергей БЕРДНИКОВ