Реклама прочно вошла в нашу жизнь. И не просто вошла, а буквально преследует нас на каждом шагу. С утра до ночи с экранов телевизоров нас зомбируют рекламные ролики, рекламные материалы сверх меры переполняют газетное и интернет-пространство, каждый день в почтовых ящиках мы обнаруживаем ворох рекламных буклетов и листовок, центральные улицы пестрят рекламными щитами.

Реклама везде и повсюду, хотим мы этого или нет. Она формирует наши вкусы, привычки, стереотипы. О влиянии рекламы написаны сотни исследований. Но речь сейчас не об этом, а о том, как подчас используются рекламные технологии и возможности для целей отнюдь не рекламных.

Прошло чуть больше года с тех пор, как мурманчане и гости города утром 25 марта 2010 года увидели на рекламных конструкциях, принадлежащих ООО «Пропаганда Колокол», плакаты, на которых крупным шрифтом была размещена информация: «ДнБ НОР Мончебанк банк в котором у нас ПРОПАЛИ ДЕНЬГИ!» (пунктуация оригинала сохранена). Впоследствии выяснилось, что данные баннеры были заказаны частным лицом - господином Морарем И.Н. Пикантность ситуации заключалась в том, что заказчик одновременно являлся и единственным учредителем ООО «Пропаганда Колокол».

Плохие новости, как известно, распространяются быстрее хороших. Весть о банке, в котором якобы пропали чьи-то деньги, моментально облетела город. Ее обсуждали в трудовых коллективах и в транспорте, на интернет-форумах и, само собой разумеется, в региональных СМИ. В банке, который является 100 % «дочкой» крупнейшего норвежского банка ДнБ НОР, резонно посчитали, что информация, размещенная на 16 рекламных конструкциях, порочит деловую репутацию. Был подан иск в суд.

Прежде чем сообщить читателям судебный вердикт, следует напомнить, как начался этот конфликт.

Точкой отсчета стало 12 августа 2009 года, когда банком было получено через систему дистанционного банковского обслуживания («Интернет Клиент-Банк») платежное поручение на перевод денежных средств и подтверждено электронной цифровой подписью (ЭЦП) директора ООО «Пропаганда Колокол» Мораря И.Н. Сотрудник банка проверил правильность заполнения документа, наличие денежных средств на счете клиента, отсутствие каких-либо ограничений на списание денежных средств и отправил его на исполнение.

На следующий день, 13 августа, фирма «Пропаганда Колокол», получив выписку по счету, сообщила банку, что перевод денежных средств на счет физического лица не производила, и обратилась с заявлением о возврате денежных средств, в котором просила считать их перечисление ошибочным. В день обращения клиента «ДнБ НОР Мончебанк» направил письмо президенту банка, в который был сделан перевод, с просьбой возвратить перечисленную на счет физического лица сумму. Увы, к тому времени деньги были уже сняты в московских банкоматах.

Банк рекомендовал клиенту направить заявление в органы внутренних дел по факту мошенничества, совершенного неустановленными лицами с использованием ЭЦП клиента, пароля и ключа, в результате которого были списаны денежные средства со счета клиента.

В фирме «Пропаганда Колокол» утверждают, что никто 12 августа 2009 года не работал в системе «Интернет Клиент-Банк» и никто платежного поручения не отправлял. 17 августа в адрес банка поступило еще одно заявление от «Пропаганда Колокол». Фирма просила приостановить действие электронного документооборота в связи с хакерской атакой.

Справедливости ради надо отметить, что банк ежегодно тратит немалые средства на обеспечение информационной безопасности, в том числе и системы «Интернет Клиент-Банк». Банком предусмотрены дополнительные возможности, позволяющие контролировать свои платежи. В частности, с 1 июля 2009 года клиентам предлагается перейти на систему повышенной безопасности хранения ключей ЭПЦ - USB-токен. Это устройство нового поколения, гарантирующее информационную безопасность секретного ключа электронной почты.

Кроме того, можно воспользоваться услугой СМС-информирования. Установив необходимые параметры в личном кабинете в системе «Интернет Клиент-Банк», пользователи могут получать бесплатные сообщения не только о том, какие суммы приходят на счет и списываются с него, но и когда произошел вход в систему. Банк также предлагает ограничить клиентам доступ к своему счету, указав своего интернет-провайдера. Таким образом, вход в систему «Интернет Клиент-Банк» не из офиса клиента будет невозможен.

В «ДнБ НОР Мончебанке» не первый год действует сектор электронного обслуживания, куда клиенты обращаются со своими вопросами. В случае возникновения угрозы компрометации электронной цифровой подписи, некорректной работы программного обеспечения клиент немедленно должен уведомить банк. Все это предусмотрено договором на обслуживание в системе «Интернет Клиент-Банк». И, само собой разумеется, клиенты банка, совершающие платежи по данной системе, должны пользоваться лицензионным программным обеспечением, в том числе и лицензионными антивирусными программами, что также снижает риск похищения файлов с секретными ключами электронной цифровой подписи. Ведь эксплуатация системы «Интернет Клиент-Банк» - это улица с двусторонним движением. Ответственность за обеспечение безопасности проведения электронных платежей несут обе стороны, и банк, и клиент.

Почти год велась судебная тяжба, сначала в Арбитражном суде Мурманской области, а затем в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде. Суды приняли во внимание выводы эксперта-лингвиста, который подверг анализу информацию на рекламных конструкциях на основании специальных научных исследований в области лингвистики, культурологии и философии. Сделанное заключение свидетельствует, что информация, размещенная на рекламных конструкциях, носит порочащий характер.

Арбитражный суд Мурманской области 26 ноября 2010 года удовлетворил исковые требования ОАО «ДнБ НОР Мончебанк» и признал не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию банка информацию, которую распространила «Пропаганда Колокол» по заказу частного лица Мораря И.Н. на 16 рекламных конструкциях в Мурманске. Суд обязал их опубликовать в газете «Мурманский вестник» информацию-опровержение в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда. Со справедливостью решения Арбитражного суда Мурманской области согласился и вышестоящий суд апелляционной инстанции - Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Санкт-Петербурге, где 21 марта 2011 рассматривалась жалоба ООО «Пропаганда Колокол». Кстати, именно 21.03.2011 и вступило в законную силу решение Арбитражного суда Мурманской области, обязывающее И.Н. Мораря и ООО «Пропаганда Колокол», опубликовать опровержение порочащих ОАО «ДнБ НОР Мончебанк» сведений. На днях, 4 июля 2011 г., суд кассационной инстанции «Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа», рассмотрев кассационную жалобу ООО «Пропаганда Колокол», вновь подтвердил законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

К сожалению, решение суда до сих пор не исполнено. Получается, что отдельно взятые предприниматели могут себе позволить не только некорректно вести себя по отношению к деловым партнерам, но и игнорировать букву закона.

Олег СМОЛЕНСКИЙ, пресс-секретарь ОАО «ДнБ НОР Мончебанк».