Несмотря на все усилия отечественного автопрома и зарубежных компаний, открывающих у нас свои сборочные заводы, часть граждан все равно предпочитает покупать железных коней непосредственно за границей. При этом именно на таможенные органы возложены функции по выдаче паспортов транспортных средств (ПТС) при ввозе в страну автомобилей. В том числе и из стран Таможенного союза - Белоруссии и Казахстана.

При этом нужно учесть следующее: если авто было ввезено на территорию Таможенного союза и там растаможено до 1 января 2010 года (это может быть подтверждено, например, свидетельством о регистрации транспортного средства), то его таможенное оформление не требуется и никаких пошлин платить не надо. Если позже, то, поскольку с этого времени пошлины в той же Белоруссии зачастую ниже, чем российские, вам, возможно, придется заплатить разницу.

Впрочем, самое главное не это. Согласно техническому регламенту, утвержденному постановлением правительства России, все транспортные средства должны соответствовать требованиям четвертого экологического класса. В обиходе его у нас обычно называют «Евро-4», хотя, строго говоря, это не совсем точно.

Когда речь идет об относительно новых машинах (выпущенных в 2005 году и позже), сложностей, как правило, не бывает. Их соответствие названному экологическому классу можно уточнить у дилеров соответствующих марок. А вот если автомобиль старше, то, скорее всего, таможня потребует у вас сертификат соответствия.

Из Западной Европы к нам если и везут, то авто в возрасте от трех до пяти лет. Проблемы же, как правило, возникают с автомобилями, ввозимыми из Белоруссии. При этом с марта количество их в нашей области резко возросло.

- Сейчас у нас на рассмотрении находятся около 150 заявлений граждан на выдачу ПТС на автомашины, ввезенные из Белоруссии, - рассказал начальник Мурманского таможенного поста Алексей Урванцев. - На ее территорию они поступили до 1 января 2010 года. Здесь вопросов нет. Но около 90 процентов таких авто - выпуска 1996-2003 годов. Стандарт «Евро-4» был введен в Европе с 2005 года. И у нас возникают обоснованные сомнения, что старые автомобили ему соответствуют. По крайней мере, без переоборудования или серьезного технического дооснащения.

Для подтверждения экологического класса своих железных коней (и, как следствие, получения ПТС) их владельцы должны предоставить таможенникам сертификаты соответствия, выданные аккредитованными организациями. Аккредитация производится агентством по техническому регулированию. В принципе, в нашей области тоже есть одна такая организация - «Мурман-Тест». Но в основном владельцы ввозимых машин предоставляют сертификаты, выданные в Москве. При этом зачастую возникают сомнения в их достоверности. Почему? Да потому что таможня параллельно запрашивает дилеров иномарок о том, соответствуют ли такие-то модификации их авто, выпущенные в таком-то году, экологическому классу «Евро-4». И чаще всего представители производителя отвечают отрицательно. Причем, как явствует из их ответов, переоборудование некоторых машин вообще невозможно. А сертификат у владельца тем не менее имеется. Не чудеса ли?

В таких случаях таможенники направляют запрос в органы сертификации, чтобы те предоставили документы, послужившие основанием для выдачи сертификата. Как правило, в ответ поступает акт экспертизы технической документации. Но в нем одним из документов, который подтверждает соответствие экологическому классу, указывается заявление о переоборудовании транспортного средства. И тут тоже подчас возникают сомнения. Потому что никакие технические детали такого переоборудования там, как правило, не уточняются. А ведь чтобы стандарту «Евро-4» стало соответствовать авто, в возможность переоснащения которого не верят даже производители, надо быть подлинным кудесником. Как тут не заподозрить, что кудесник здесь не механик, а та самая организация, выдавшая сомнительный акт или сертификат?

Как отметил мой собеседник, ПТС в течение 30 дней автовладельцу, как правило, все же выдают. Веских оснований обвинить его в предоставлении подложных документов нет. Но проверки, касающиеся таких машин, продолжаются. В том числе и по линии правоохранительного блока самой таможни, а также органов МВД и других соответствующих структур. Делаются запросы дилерам, а также в организации, выдавшие сертификат. Если в конечном счете будет выявлено, что предоставленные документы являются поддельными, ПТС может быть аннулирован. А при определенных обстоятельствах может быть возбуждено и уголовное дело, в том числе и в отношении владельца машины. Так что лучше с такими вещами не шутить и, если вы законопослушный гражданин, перед покупкой в Белоруссии автомобиля, вышедшего из детсадовского возраста, все проверить и перепроверить заранее.

- Мы никого не пытаемся ни в чем обвинить. Или тем более напугать, - подчеркнул Алексей Урванцев. - Просто хотим обратить внимание людей: если они приобретают в Белоруссии машину старше 2005 года выпуска, имеет смысл сначала отогнать ее на сервис и все уточнить. Чтобы в дальнейшем не иметь проблем.

Игорь ЯГУПОВ