- Наша основная задача сегодня - предотвратить дорожно-транспортные происшествия с участием пьяных водителей, - сказал инспектор ДПС Николай Трегубов, с которым мы отправились в рейд поздним вечером минувшей пятницы. В тот день в Мурманске началась трехдневная операция «Нетрезвый водитель». В связи с этим на дороги заполярной столицы ежедневно выезжали по 14 патрулей, а не по восемь, как обычно.

Экипаж, к которому меня прикрепили, дежурил в Октябрьском округе. Инспекторы - Николай Трегубов и Алексей Монахов - люди с опытом, служат в госавтоинспекции уже почти по четыре года.

- Чего только не повидали за это время, - вспоминает Алексей Монахов. - Особенно отличаются, конечно же, водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Один в порыве возмущения так интенсивно размахивал руками, что выбил боковое стекло в патрульной машине. Многие начинают упрекать нас в вымогательстве, избиении, записывают разговор на диктофон... Мы уже неоднократно бывали в суде по таким поводам.

Один из последних случаев - подвыпивший автомобилист обвинил инспекторов в вымогательстве. В качестве доказательства предоставил диктофонную запись, на которой сам говорит, что у него нет таких денег. Правда, в ответ на что он это сказал - непонятно. Дескать, сотрудники ГИБДД написали на бумаге сумму, за которую готовы замять это дело. В защиту людей в форме свидетельствует видеозапись, на которой видно, что один инспектор заполняет протокол, другой спокойно сидит на заднем сиденье.

- Камера в машине работает постоянно, - продолжает Алексей. - Нам работа дорога, поэтому не станем сами себе копать яму, оскорблять людей, вымогать деньги. Наша задача - предотвратить нарушения и привлечь виновных к административной ответственности, а не ставить под угрозу свой профессионализм.

За разговорами мы оказались на улице Старостина. Припарковались, лейтенант Монахов вышел с «Визиром» в руках.

- Это измеритель скорости, цветная видеокамера и дисплей в едином корпусе, - пояснил Николай Трегубов. - Она может фиксировать превышение скоростного режима на расстоянии до 150 метров от местонахождения инспектора.

То ли водители тогда были сплошь дисциплинированные, то ли издали видели патрульную машину, но за полчаса нам не попался ни один нарушитель. Решили сменить место дислокации и поехали на конечную остановку троллейбуса № 3, что на улице Радищева. Еще не успели припарковаться, как увидели «пятерку» без госномера. Остановили.

- Номер открутился, он в багажнике лежит, - начал оправдываться водитель. - Саморезов нет с собой, они в другой машине, туда и направляюсь.

- А почему у светофора поехали на красный? - строго спросил Николай Трегубов. - Неужели не знаете, что движение разрешено только на зеленый сигнал?

- Простите, торопился, - ответил автомобилист. - Увидел, что пешеходов нет, и тронулся раньше времени. Обычно я очень внимательный, не нарушаю правила.

Однако вежливость водителя не тронула инспекторов, они составили два протокола. Теперь мужчине предстоит заплатить штраф - 500 рублей за управление машиной без госномера (если бы на «Жигулях» отсутствовали оба госзнака, последовало бы лишение прав) плюс еще тысяча целковых за проезд на красный сигнал светофора.

- Спасибо большое, - сказал тот, забирая квитанции, и отправился дальше.

Мы тоже решили переместиться, на сей раз на пересечение улиц Радищева и Павлова. Здесь, по словам сотрудников ГИБДД, частенько происходят аварии и встречаются нарушители. Как будто в подтверждение этому увидели движущееся «Пежо» с водителем, не пристегнутым ремнем безопасности. Мужчина спокойно признал свою неправоту и получил квитанцию на оплату штрафа в размере 500 рублей. Следующим внимание инспекторов привлек автомобилист на «Форде Мондео». Его попросили пройти в патрульную машину для проверки документов.

- Что подозрительного? - спросил Николай Трегубов у своего напарника.

- Пробей номера по базам, - ответил Алексей Монахов и поморщил нос (таким образом он дал понять коллеге, что подозревает водителя в употреблении спиртных напитков).

Данные проверили по федеральным базам, находящимся в компьютере патрульной машины, и по рации через дежурного в батальоне.

- Что пили? - поинтересовался Трегубов.

- Вишневый сок и пожевал жвачку, - ответил водитель.

- Чувствуется запах алкоголя, - сказал инспектор. - На месте пройдете освидетельствование, или отвезти вас в медучреждение?

- На месте. Только я не употреблял алкоголь.

Пока один инспектор готовил алкотестер, другой остановил две машины, чтобы водители выступили в качестве понятых. Надо заметить, они с любопытством заглядывали в боковое окно машины ДПС, чтобы увидеть, как проходит освидетельствование. Проверка показала, что автомобилист не соврал, алкоголь в его организме не обнаружен. Извинившись, сотрудники ГИБДД отпустили молодого человека.

- Как вы определяете, что за рулем находится выпивший водитель? - спросила я у инспекторов.

- В патрульной машине - уже с помощью алкотестера, а на дороге пьяного выдает неадекватное поведение, - ответил Алексей Монахов. - Бывает, автомобиль виляет из стороны в сторону или едет с выключенными фарами. Зимой, особенно в сильные холода, могут быть открыты окна, либо машина не чищенная, вся заледенелая.

И тут джип «Лексус» повернул с улицы Павлова на Радищева со второго ряда. Хотя машина должна была заранее перестроиться. Остановленный нами владелец джипа получил квитанцию на оплату штрафа в 100 рублей.

Так прошло наше дежурство на мурманских дорогах. Всего за три дня операции в областном центре выявлен 21 водитель, севший за руль в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, к административной ответственности привлечены 20 автомобилистов, не пристегнутых ремнями безопасности, двое северян, не имеющих водительских прав, и еще двое - уже лишенных таких прав. К административной ответственности за нарушения правил дорожного движения привлечены 126 человек.

Екатерина АНДРЕЕВА.