Вчера в 12.34 ледокол «Arctic Sunrise» бросил якорь в губе Кулонга, близ поселка Мишуково. Судно экологов Гринписа отконвоировали в Кольский залив пограничники на буксире. На борт поднялись следователи Северо-западного управления Следственного комитета РФ, а также сотрудники дипломатических представительств стран, чьи граждане оказались среди задержанных после нападения на платформу «Приразломная» в Печорском море активистов Гринписа. Для помощи согражданам в Мурманск прибыли дипломаты Дании, Бразилии, Аргентины, Франции, Польши, Италии, США и Канады (последние также представляют интересы австралийских граждан). Как сообщают экологи на сайте своей организации, на борту около 30 человек. Команда интернациональная, есть в ней и граждане России.

Десант против альпинистов

Как уже сообщал «Мурманский вестник», сотрудники погрануправления ФСБ России задержали судно международной экологической организации «Greenpeace International» и высадившихся с него на платформу активистов 19 сентября в Печорском море. «Arctic Sunrise», который гринписовцы называют ледоколом (однако его ледовый класс вызывает сомнения), шел под голландским флагом.

18 сентября высадившиеся с него активисты на шлюпках направились к платформе «Приразломная», чтобы протестовать против нефтедобычи в Арктике.

«В 4 часа утра с корабля Гринписа «Arctic Sunrise» были спущены две лодки с альпинистами на борту, которые выдвинулись к платформе. Они собирались закрепить веревки и поднять на стену платформы капсулу, чтобы начать протест против добычи нефти в Арктике. На мой взгляд, это было самоубийство, учитывая все «силы и средства», которые к тому времени не сводили глаз с нашего корабля уже несколько суток. Движение на корабле было сразу замечено, и почти одновременно с нами к платформе подошли лодки с корабля береговой охраны. Альпинисты умудрялись забрасывать веревки на платформу, несмотря на сумерки, брандспойты и лодки пограничников. Минуты спустя на помощь пришли еще три лодки с корабля Гринписа», - излагает в своем блоге картину событий один из их участников, фотограф Денис Синяков.

В итоге двое «альпинистов» - Марко Поло из Швейцарии и Сини Саарела из Финляндии - сорвались с борта платформы и оказались в ледяной воде. Пограничники подняли их на борт сторожевого корабля «Ладога» и, как сообщает пресс-служба регионального УФСБ, оказали необходимую медицинскую помощь. Остальные экологи вернулись на судно.

Командир «Ладоги» предупредил капитана голландского борта о намерении задержать корабль, по первоначальной информации, звучали и предупредительные выстрелы.

Далее, как сообщает ФСБ, на борт судна с вертолета МИ-8 была десантирована осмотровая группа Пограничной службы ФСБ России. Тем временем послу Нидерландов Р. ван Дартелу в МИДе России вручили ноту протеста по поводу провокационного поведения экипажа судна «Arctic Sunrise».

Строго по закону

Задержание двух «альпинистов», штурмовавших российскую платформу, вряд ли у кого-либо вызвало недоумение, а вот буксировка корабля в Мурманск сразу обросла самыми разными версиями. В офисе Гринписа настаивают, что задержание самого корабля было незаконным, так как он находился в международных водах, причем за несколько дней, что кружил вокруг платформы, ни разу не нарушил трехмильную зону ее безопасности. В доказательство на сайте организации опубликована карта передвижений судна. В момент задержания координаты корабля на момент захвата были следующими: 69 19,86 N 057 16,56 E.

Российская сторона возражает: платформу следует рассматривать как искусственный остров, часть территории России. Однако морские юристы напоминают: в отношении «Приразломной» соответствующее оформление произведено не было, значит, это просто объект в исключительной экономической зоне РФ. То есть в зоне общего пользования, которая не ограничена для доступа судов под разными флагами. Исключительное право России в ней ограничено добычей водных биологических и минеральных ресурсов, освоением континентального шельфа и связанными с этим научными исследованиями.

Очевидно, именно к этой норме апеллирует ФСБ, настаивая, что на борту была обнаружена научно-исследовательская техника, а значит, капитану может грозить уголовная ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.

Юристы экологической организации вновь возражают: техника, может, и была, но исследования не велись, а если велись, то где доказательства?

Впрочем, пока СК РФ возбудил дело не по данной статье, а по подозрению в пиратстве. Эту версию, к слову, сразу после акции высказал глава президентской администрации Сергей Иванов в одном из интервью. Он сравнил гринписовцев с сомалийскими пиратами.

А официальный представитель СК Владимир Маркин вчера так конкретизировал позицию своего ведомства: «К уголовной ответственности будут привлечены все лица, совершившие нападение на платформу, вне зависимости от их гражданства, при этом все следственные действия будут проводиться в строгом соответствии с нормами российского законодательства и международного права».

За пиратство активистам может грозить до 15 лет лишения свободы. Однако найдется ли у следствия достаточно доказательств для столь серьезного обвинения, покажет время: процессуальные действия на борту начались только вчера после обеда.

Акция Гринписа и жесткая реакция российских силовиков на нее вызвали значительный международный резонанс. По данным организации, более 54 общественных организаций со всего мира выступили с призывами освободить 30 активистов, находящихся на борту.

Исполнительный директор «Гринпис Интернешнл» Куми Найду заявил: «Акция протеста против нефтяного освоения арктического шельфа была исключительно мирной и ненасильственной. Наши активисты руководствовались в своих действиях только сильным желанием предотвратить разрушение природы Арктики».

К слову, это не первая атака «Arctic Sunrise» на «Приразломную», предыдущая была совершена примерно год назад, но столь жесткой реакции не вызвала. Экологи уверяют, что такими акциями привлекают внимание к уязвимости платформы перед лицом, например, международного терроризма. Однако оперативная реакция пограничников эти опасения, прямо скажем, напрочь опровергает.

Что касается «Газпрома» (собственника платформы) - тот пока хранит молчание. От каких-либо комментариев ситуации в компании отказываются.

С небоскреба - под арест

Гринпис не в первый раз устраивает акции протеста в связи с попытками нефтяных компаний начать освоение Арктики. В мае 2011 года экологи расположились внутри спасательной капсулы, которую они подвесили прямо над буром на одной из арктических нефтяных платформ британской компании Cairn Energy. В феврале 2012 года активисты на 76 часов заняли буровую вышку нефтеразведывательного судна компании Shell в новозеландском порту Таранаки. В августе 2012 года шесть альпинистов Гринписа «оккупировали» на 15 часов платформу «Приразломная». В нынешнем июле лондонские полицейские арестовали шестерых активисток движения, которые в знак протеста против добычи нефти и газа в Арктике в течение 16 часов забирались на самое высокое здание в Западной Европе - 300-метровый небоскреб Shard. Руководство организации заявляет, что аресты активистов не изменят стиля ее работы.

В связи с нынешней ситуацией исполнительный директор «Greenpeace International» Куми Найду заявил: «Наша кампания против «Газпрома», Shell и других нефтяных гигантов продолжится, чтобы остановить безответственные планы добычи нефти в Арктике и вдохновить еще больше людей по всему миру на то, чтобы присоединиться к тем почти двум миллионам защитников Арктики, которые уже отдали свои голоса за создание международного арктического заповедника».

Резонанс

Из официального сообщения МИД России:

«Действия преступников носили агрессивный характер и внешние признаки экстремизма.

Из-за реальной опасности для российской платформы и несоблюдения требований законодательства было принято решение задержать судно.

В ноте, врученной послу Нидерландов, действия экипажа судна под флагом Голландии были описаны как провокационные, создающие угрозу для жизни людей и способные вызвать экологическую катастрофу в Арктике с непредсказуемыми последствиями.

В ней содержался призыв к компетентным органам Королевства Нидерланды принять надлежащие эффективные меры, чтобы исключить любое повторение подобных действий в будущем».

Директор Гринпис России Сергей Цыпленков:

«Для подъема пограничников на борт «Arctic Sunrise» не было легальных оснований. Фактически совершен захват судна. Мы очень надеемся, что руководство страны сделает то, чего требует международное и российское законодательство: освободит активистов и незаконно захваченный корабль. И вместо борьбы с мирными протестами будет действительно отстаивать национальные интересы России. В том числе обеспечивать защиту от нефтяных аварий в Арктике».

Михаил Войтенко, редактор сайта «Морской бюллетень»:

«В этом случае я полностью поддерживаю действия российских властей. Не согласен, конечно, с обвинениями в терроризме, это больше экстремизм. Кроме того, если официально властями обвинения не подтверждены, то не исключено, что это очередная провокация со стороны «зеленых». Им нужны скандалы, и они часто идут на опасные действия. Вы только представьте, что могло бы быть, если бы этим задержанным экологам позволили забраться на платформу, судно «Arctic Sunrise» рядом поплавало бы, и все. Были бы после этого пара новостей, и все. Но им нужен скандал, они прекрасно знают, что нарушают правила безопасности мореплавания. Любая нефтяная или газовая платформа - это объекты повышенной опасности. Вокруг любой из них во всем мире обозначена запретная зона, куда нельзя заходить посторонним. Вот и получили активисты гораздо больше, чем рассчитывали, поэтому организаторы протеста торжествуют. Но если таких защитников жестко не останавливать, то они будут дальше наглеть все больше и больше».

Из обращения экологических организаций к президенту России Владимиру Путину:

«Целью похода судна «Arctic Sunrise» было привлечение общественного внимания к недопустимости реализации экологически неприемлемых проектов добычи углеводородов в Арктике, в частности, проекта компании «Газпромнефть шельф» на месторождении Приразломное. Следует отметить, что компания «Газпромнефть шельф», проект которой был подвергнут резкой критике ведущих российских специалистов в области безопасности нефте- и газодобычи в 2012 году, не выполнила своих обещаний по налаживанию диалога с гражданским обществом и представления проектных материалов на публичное обсуждение. Особенно циничным выглядит задержание экологических активистов в Год охраны окружающей среды и накануне Международного арктического форума в г. Салехард, главной темой которого должна стать экологическая безопасность в Арктике».

Обращение подписали представители 54 экологических организаций СНГ, в частности, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Кольский центр охраны дикой природы, Беллона, дружина по охране природы «Барс», экологический клуб «Черный аист», движение «В защиту Хопра», региональное движение «Друзья сибирских лесов», Российская зеленая лига, ассоциация журналистов-экологов Союза журналистов России.

По материалам Интернета.

Досье «МВ»

«Arctic Sunrise» («Арктический рассвет») - судно ледового класса, построенное в 1975 году в Норвегии для охоты на тюленей. Первоначально ходило под именем «Белый медведь». В 1996 году выкуплено и переоборудовано экологической организацией Гринпис. В декабре 2005 года «Аrctic Sunrise» принял участие в борьбе Гринписа против японских китобоев. Корабль Гринписа преследовал японские китобойные суда с целью помешать им вести промысел. В результате тарана японским плавучим рыбозаводом «Нисхин Мару» серьезные повреждения получил нос корабля.

В 2013 году администрация Северного морского пути трижды отказалась выдать пропуск ледоколу «Arctic Sunrise» для прохода в зону геологоразведочных работ компании «Роснефти» в Арктике. Отказ мотивировали неясностью ледового класса судна. Гринпис заверяет, что «Arctic Sunrise» имеет класс 1А1, что выше, чем у любого разведывательного судна «Роснефти», работающего в Карском море. В конце августа 2013 года корабль Гринписа все равно вошел в Карское море, однако под угрозой применения силы и открытия огня со стороны российской береговой охраны, которая заявила о том, что ледокол «Arctic Sunrise» незаконно вошел в Карское море, вскоре покинул его.

* * *

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» - нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. Зарегистрирована в реестре судов порта Нарьян-Мар. Заложена осенью 1996 года, из-за отсутствия финансирования строительство платформы было на длительное время приостановлено и завершилось на заводе «Севмаш» лишь 16 ноября 2010 года. Второй этап строительства и пусконаладочные работы произведены в Мурманске на 35-м заводе. 26 августа 2011 года с помощью четырех буксиров доставлена к месторождению в Печорском море. В связи с переносами сроков добычи нефти на шельфе и сомнениями экспертов в рентабельности проекта начало штатной работы платформы отложено до осени 2013 года.

24 августа 2012 года платформа подверглась первому нападению активистов Гринписа. Подойдя на моторных лодках к «Приразломной», участники акции, в числе которых был исполнительный директор «Гринпис Интернэшнл» Куми Найду, закрепились на швартовых канатах с помощью альпинистского снаряжения. Спустя 15 часов экологи отступили, так как работники платформы направили на них пожарные брандспойты.

Через несколько дней, 27 августа, была предпринята очередная акция протеста. На этот раз целью экологов стало стоящее на якоре вспомогательное судно «Анна Ахматова», обеспечивающее доставку оборудования и людей на платформу. Активисты привязали свою резиновую лодку к якорной цепи судна «Анна Ахматова», не давая поднять якорь.

Месторождение Приразломное, открытое в 1989 году, расположено на шельфе Печорского моря в 60 километрах от берега на глубине 19-20 метров. Его запасы оцениваются в 72 миллиона тонн нефти. Нефтяная платформа «Приразломная», работа на которой может начаться уже в этом году, - первая в мире подобного типа.

Фото:
Фото с сайта www.greenpeace.org
Татьяна БРИЦКАЯ