Сегодня в Гамбурге будет оглашено первое решение Международного трибунала по морскому праву по иску правительства Нидерландов к России. Председатель трибунала японец Сюндзи Янаи примет решение по запрошенным Нидерландами обеспечительным мерам: 6 ноября королевство потребовало освободить «Арктик Санрайз» и его экипаж и приостановить все уголовные и административные процедуры в рамках дел. Лишь после завтрашнего вердикта начнется рассмотрение иска по существу.

Россия бойкотирует процесс, правда, некоторые эксперты считают, что решение трибунала в любом случае должно быть для нее обязательным. Впрочем, неясно, как именно будет обеспечено его исполнение, если отечественный МИД настаивает, что юрисдикция трибунала не распространяется на случай в Печорском море. Так или иначе, частично требования Нидерландов уже выполнены - как известно, «зеленых» стали выпускать под залог. Первой из СИЗО вышла бразильянка Ана Паула Альминхана Масьель, на свободе фотограф Денис Синяков и пресс-секретарь «Гринписа России» Андрей Аллахвердов. Также районные суды Санкт-Петербурга приняли решения выпустить уже половину «арктической тридцатки», в том числе судового врача Екатерину Заспа, активист-ку Сини Саарела, капитана Питера Уилкокса и других членов экипажа. Арест официально продлен лишь радисту Колину Расселу.

Что же касается корабля «Арктик Санрайз», возвращения которого требует Голландия, он по прежнему в Мурманске, на него наложен арест, и судьба его вызывает немало вопросов.

Напомним, вначале корабль стоял на рейде в губе Кулонга, под охраной пограничников. Вахты на нем нести было некому - вся команда сидела в мурманском СИЗО, и вскоре из строя вышел один из двух двигателей судна, сработала аварийная сигнализация. После этого известность получило письмо механика Маннеса Убелса главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. Механик под конвоем провел осмотр судна и сделал мрачный прогноз: скорая остановка генератора, попадание забортной воды внутрь корабля и затопление в Кольском заливе судна с двумястами тоннами дизельного топлива на борту.

Официальная реакция на это послание неизвестна, однако вскоре «Арктик Санрайз» был снят с якоря и пришвартован у пирса. Месяц назад адвокат капитана Дмитрий Кузьмин сообщал журналистам, что судно, по его данным, передано на ответственное хранение «Росморпорту».

На днях редакция «Мурманского вестника» связалась с официальным представителем этого учреждения Олегом Стародубцевым, который опроверг эти сведения.

- Судно нам следственными органами до сих пор не передано, - сказал он. - Договор ответственного хранения, насколько мне известно, составлен, но все еще согласовывается. До тех пор пока он не будет подписан, «Арктик Санрайз» не находится в зоне нашей ответственности. Мы лишь предоставили под его стоянку 16-й причал.

В пресс-службе погрануправления подтвердили, что сотрудники ведомства продолжают нести охрану, однако на вопросы о состоянии корабля и наличии на нем вахты отвечать отказались, сообщив, что эта информация является секретной.

Итак, работает или заглушен двигатель, есть ли протечки, каково состояние старенького судна и действительно ли оно может затонуть - выяснить не удалось. Как и главную «военную тайну» - находится ли на борту постоянная вахта. По правилам безопасности мореплавания во время стоянки у пирса вахтенный среди прочего регулярно обходит внутренние помещения судна и главную палубу, проверяет надежность крепления швартовных тросов, кранцев, уровень воды в льялах трюмов.

Хочется надеяться, что наружной охраной дело не ограничивается. По крайней мере, в первые недели ареста корабль был пуст. Между тем без поддержки жизнедеятельности любое судно рискует превратиться в один из кораблей-призраков, во множестве разбросанных по мурманскому побережью.

Татьяна БРИЦКАЯ.