В последнее время государство ведет планомерную работу, направленную на снижение административных барьеров при регистрации и учете юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, с начала мая они больше не обязаны сообщать в налоговый орган по месту регистрации, а также в государственные внебюджетные фонды об открытии и закрытии банковских счетов. Отменено и действовавшее ранее правило, согласно которому при регистрации юридического лица учредители должны были заверить свои подписи на заявлении у нотариуса. Теперь они наравне с индивидуальными предпринимателями могут обратиться непосредственно в налоговый орган, предъявить удостоверяющие их личности документы и расписаться в присутствии сотрудника инспекции. Кроме того, документы можно подать также и через многофункциональные центры. Обо всем этом наша газета в свое время уже рассказывала.

В конце августа вступают в силу очередные законодательные изменения. На этот раз они касаются порядка обжалования решений регистрирующих органов. О грядущих новшествах журналистам рассказал начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков управления ФНС России по Мурманской области Роман Говищак.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», напомнил он, действует уже более десятка лет. Но, к сожалению, все это время он не предусматривал процедуру обжалования решений регистрирующих органов, в случае если заявители, которые обращались за государственной регистрацией юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя, были с этим решением не согласны. Единственной возможностью для разрешения спорной ситуации оставалось обращение в суд.

- Анализ практики показывает, - отметил Роман Говищак, - что в большинстве случаев подобные споры связаны с порядком оформления документов. Нарушения, как правило, незначительны. И их можно подкорректировать оперативно. Но ранее, когда к нам в управление обращались заявители с жалобой, мы, даже если признавали неправоту инспекции, не имели правовых оснований для отмены ее решения. Приходилось направлять людей в суд. А это и издержки, и лишнее время.

Теперь, как добавил Роман Говищак, в закон введена отдельная глава, где предусмотрены процедура и порядок обжалования заинтересованным лицом решений регистрирующего (налогового) органа в вышестоящем регистрирующем органе. Причем процедура досудебного урегулирования спора является обязательной. Проще говоря, лицо, которому, например, отказали в регистрации, обязано сначала обратиться с жалобой в областное управление ФНС.

Ее можно подать либо через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в управление. Жалоба может быть направлена в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать об оспариваемом решении. Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления этого срока, но не более чем на 10 рабочих дней. Также закреплено право лица, подавшего жалобу, на предоставление дополнительных документов.

Если заявителя не устроит и вердикт, вынесенный областным налоговым органом, он может (уже по выбору) либо направить жалобу непосредственно в Федеральную налоговую службу, либо обратиться в суд. Причем при обращении сначала в ФНС срок для обращения в судебные органы продлевается.

Впрочем, отказов в регистрации, как заметил Роман Говищак, в нашем регионе очень мало. Но бывает, что жалуются и на положительное решение, вынесенное инспекцией. Скажем, при внесении каких-либо изменений в устав компании, некие третьи лица могут посчитать, что при этом нарушены их права. Те же кредиторы, например. Так что внесенные в законодательство корректировки весьма полезны.

Эти изменения, уточним, вступают в силу с 22 августа. Они позволят создать благоприятные условия для урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также снизят нагрузку на судебную систему.

Игорь ЯГУПОВ.