Двадцать три года назад указом президента России был образован самостоятельный орган исполнительной власти - Государственная налоговая служба. Ее роль в жизни страны сложно переоценить. Налоговые органы являются одной из наиболее эффективных и влиятельных структур государственного управления, гарантом экономической безопасности. Во многом именно от них зависит реализация экономической и социальной политики. О результатах и дальнейших перспективах работы налоговых органов Кольского края нашей газете рассказала и. о. руководителя управления ФНС России по Мурманской области Оксана САВЧЕНКО.

- Год близится к завершению - можно ли подвести предварительные итоги?

- Несмотря на сдержанные темпы экономического роста, в нашей области удалось не только сохранить, но и увеличить уровень налоговых поступлений. Это говорит об эффективности выбранного курса налогового администрирования. За 10 месяцев в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков региона поступило 42,3 миллиарда рублей, что на 3,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления в федеральный бюджет увеличились в 1,1 раза и составили более 5,5 миллиарда рублей. Из общей суммы поступлений на территории области осталось 87 процентов собранных налогов. Доход областного бюджета за счет налоговых поступлений увеличился на 2,8 процента и пополнился почти на 36,8 миллиарда рублей. Среди положительных тенденций можно также отметить снижение налоговой задолженности налогоплательщиков региона перед бюджетом. С начала года сумма долга уменьшилась на 804 миллиона рублей, что составляет 9 процентов.

- Ваша служба последовательно занимается «виртуализацией» своих услуг...

- С каждым годом налогоплательщики все больше информации и услуг могут получать дистанционно. Сегодня на официальном сайте ведомства (nalog.ru) работают 38 федеральных и 3 региональных сервиса. Особой популярностью у северян пользуется «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», количество пользователей которого в нашей области уже превысило 46 тысяч человек. Его возможности действительно многообразны. Здесь можно получать всю актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, суммах начисленных и уплаченных налогов, наличии переплаты или задолженности. Налогоплательщик сам контролирует состояние своих расчетов с бюджетом, получает и распечатывает налоговые уведомления и квитанции. Также существует возможность заполнить в режиме онлайн декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ и, подписав ее электронно-цифровой подписью, направить на обработку в налоговые органы. После чего налогоплательщик может самостоятельно отслеживать статус камеральной проверки. Одним из нововведений является возможность отслеживать информацию о полученных доходах и удержанных суммах налога, предоставляемую работодателем в налоговый орган.

- А оплатить налоги, не выходя из дома?

- Тоже можно. И столь удобный способ взаимодействия с каждым днем завоевывает все большее количество своих почитателей. К тому же сделать это можно не только с помощью «личного кабинета», но и воспользовавшись онлайн-ресурсами «Заплати налоги» и «Уплата госпошлины» без всякой дополнительной регистрации. Жители области таким способом оформили в 2014 году 11,5 тысячи платежей на сумму порядка 14 миллионов рублей.

- Для юрлиц также существуют «личные кабинеты»?

- Огромным шагом вперед в этом году стал запуск в эксплуатацию на федеральном уровне «Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица». Теперь наряду с гражданами представители бизнес-сообщества в любое удобное время могут получать открытую и общедоступную информацию о себе, которая представлена в ЕГРЮЛ, ЕГРН, управлять состоянием расчетов с бюджетом, получать информацию о налоговых обязательствах и так далее. Через этот сервис пользователи направляют в налоговый орган обращения, заявления на получение информации, а также узнают о ходе исполнения заявлений и запросов, принимают электронные документы, составленные инспекцией по направленным заявлениям.

- Возможно, вскоре все вопросы с налоговой инспекцией можно будет решить бесконтактным способом?

- Вполне. Судя по статистике, с каждым годом число тех, кто использует электронный способ взаимодействия, неуклонно растет. К некоторым административным услугам в электронном виде граждане обратились более чем в 70 процентах случаев. 91 процент организаций и 71 процент индивидуальных предпринимателей уже представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи.

- И все же порой без визита в инспекцию не обойтись. Что делается для повышения качества обслуживания налогоплательщиков?

- Мы совершенствуем свои информационные услуги. Они включают в себя работу со СМИ, информационные стенды, телефоны горячей линии и справочной службы, проведение различных семинаров, распространение буклетов и многое другое. В последние годы в наших инспекциях активно внедряется фирменный стиль, оборудуются современные операционные залы, где, в частности, работают администраторы, помогающие сориентироваться в выборе той или иной услуги. Установлены «гостевые» компьютеры для налогоплательщиков. Мы прекрасно понимаем, что не достаточно просто довести до граждан изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, и дать сухую информацию о различных видах налогов. Нужно повышать налоговую культуру.

- Я знаю, что свой праздник налоговики края отметят еще и некой просветительской акцией...

- Да, сегодня наши специалисты проведут открытые уроки налоговой грамотности в школах. Подобные мероприятия действительно необходимы, ведь налоговая система - неотъемлемая часть общественной жизни. Поэтому уже в школьном возрасте важно понимать ее основы наряду с основными экономическими принципами.

Подготовил Игорь КУРСАКОВ.